/img/tv1.svg
RU KZ
Болат Палымбетов об «Атамекене»: «Подобной организации нет на постсоветском пространстве»

Болат Палымбетов об «Атамекене»: «Подобной организации нет на постсоветском пространстве»

11 Апрель 2018 17:20 1467

Болат Палымбетов об «Атамекене»: «Подобной организации нет на постсоветском пространстве»

Об этом бизнес-омбудсмен заявил в ходе Первого международного бизнес-форума в Астане. В нем приняли участие официальные лица, национальные и иностранные инвесторы, представители дипломатических миссий, международных организаций, исследовательских центров и деловых кругов, сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

Участники обсудили проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в отрасли защиты прав, осуществления деятельности и законных интересов инвесторов. Согласно данным Doing Business 2017 года, Казахстан занимает 36-е место в рейтинге среди 190 стран.

«Развитие любого государства, воплощение новых идей и инноваций зависит от инвестиций. Наряду с этим инвесторы сталкиваются с рядом проблем. Ключевой является коррупция. В целях борьбы мы должны начать активно применять передовые превентивные механизмы противодействия коррупции для укрепления благоприятного инвестиционного климата, а также развития института инвестиционного омбудсмена», – сказал председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев.

По данным агентства, за последние три года было выявлено 976 фактов коррупции, осуждено 389 должностных лиц.

«Принятые меры помогли защитить более 500 предпринимателей. В Казахстане принимается ряд мер, направленных на развитие условий ведения бизнеса, как для национальных, так и для иностранных инвесторов», – добавил Алик Шпекбаев.

«Атамекен» проводит большую работу в этом направлении. Согласно законодательно установленной компетенции, иностранный инвестор, будучи резидентом Казахстана, может обратиться в НПП для поддержки и продвижения инициатив, а также за содействием в защите своих прав.

«Сегодня «Атамекен» объединил всех предпринимателей Казахстана, и такой организации нет ни в одной стране на бывшем постсоветском пространстве. В настоящее время бизнесмены, обращаясь в национальную палату предпринимателей, знают, что получат как помощь, так и консультацию. То есть палата заслужила их доверие и показала эффективность своей работы», – сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Болат Палымбетов в своем выступлении.

Он отметил совместную работу с госорганами, при которых разработана и реализуется дорожная карта и созданы действующие рабочие комиссии.

«Совместно с Генеральной прокуратурой и Минюстом проведена работа по гуманизации уголовного законодательства, снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере. В результате количество уголовных дел по экономическим правонарушениям за последние два года сократилось в пять раз – с 8170 в 2015 году до 1618 в 2017 году.  Вопросы защиты прав и интересов отечественных предпринимателей выносятся и на международный уровень», - сказал г-н Палымбетов.

В сентябре 2017 года прошел форум бизнес-омбудсменов Казахстана и России, где было подписано соглашение о взаимопомощи и сотрудничестве. В этом году также запланирована встреча с бизнес-омбудсменом Узбекистана.

В ходе работы участники форума поддержали инициативу агентства по созданию проектного офиса, который поспособствует ускоренному решению вопросов инвесторов. По окончании форума представители АДГСПК, МИД и МИР РК подписали трехсторонний меморандум по консолидации и улучшению инвестиционной привлекательности.

«Атамекен» совместно с КГД прорабатывает вопрос формирования ценовых индикаторов при таможенном контроле

Вопрос применения таможенными органами  ценовых индикаторов при таможенном контроле таможенной стоимости обсудили на совещании, инициатором которого выступила Национальная палата предпринимателей «Атамекен».  

14 Сентябрь 2020 10:32 653

Встреча прошла при участии представителей комитета государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК), бизнес-сообщества, а также уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Рустама Журсунова. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

Ранее в адрес «Атамекена» и бизнес-омбудсмена неоднократно поступали обращения от предпринимателей о том, что таможенными органами при корректировке таможенной стоимости ввозимых товаров  не принимаются во внимание обоснования бизнеса по  принятию заявленной таможенной стоимости по цене сделки, предусмотренной таможенным законодательством.

«Таможенные органы действительно подняли ИТС очень серьезно. Не на несколько процентов, а в разы. По некоторым товарам до 15-18 раз. При этом очень сложно доказывать заявленную таможенную стоимость, не принимаются подтверждающие документы, также есть проблемы экспортных деклараций страны отправления. Здесь требуются серьезные пояснения бизнесу как работать в этом сегменте. Также серьезный вопрос о том, как добросовестному участнику попасть в категорию минимального риска. У нас есть сегодня, к сожалению, только два способа: либо соглашаться на депозит и в течение долгого времени доказывать свою стоимость, либо сразу принимать стоимость таможенных органов. На наш взгляд, это серьезный административный барьер. Законодательство не изменилось, но почему изменилась правоприменительная практика? Самый большой вопрос, как формируется эта ценовая информация, откуда берутся эти цены. Ответ КГД:  «На основе метода экспертной оценки». Возникает вопрос у нас, а каким образом на нее можно повлиять, как может НПП предоставлять информацию, чтобы цены были достаточно реальными? На сегодняшний день практически по всем товарам цены завышены, невозможно по таким ценам оформлять товары», – подчеркнула управляющий директор – директор департамента таможенного администрирования НПП РК «Атамекен» Дина Мамашева в своем вступительном слове. 

Среди предложений для решения этого вопроса, предложенных Нацпалатой, переход к прозрачному механизму формирования ИТС с привлечением бизнеса, а также полноценная информационная кампания вокруг всех изменений касательно этой темы.

Следующим предложением стала разработка методических рекомендаций по контролю таможенной стоимости  для территориальных органов государственных доходов, при этом предусмотреть ответственность  за неисполнение установленных правил. Также «Атамекен» обратил внимание на регулирование спорных вопросов и жалоб, поступающих от бизнеса, которые необходимо решать в режиме реального времени.

Представители бизнес-сообщества, приглашенные на встречу (их было порядка 30 человек), назвали основные проблемы, с которыми им приходится сталкивать ежедневно. Во-первых, проблемы с формированием цены за растаможку товаров, связанные с непонятными индикаторами и перечнями, а также механизмами их формирования. Во-вторых, регулярную путаницу в документах, связанную со скудностью информации в свободном доступе.

Для решения этих задач сами же предприниматели предложили несколько путей решения. В том числе создание специализированного сайта.

«Что предлагаю сделать? Создать сайт, где будет видна вся стоимость. Вы (ДГД. – Прим. редакции) говорили, что есть какие-то секреты по стоимости. Там, где есть секреты и коридоры, начинаются коррупционные риски. Когда предприниматель завозит товар в страну и не знает стоимость растаможки, ему могу назвать цену по самому высокому коридору, но за определенную мзду ему могут предложить посчитать по нижнему коридору. Если вы не хотите давать мзду, то морозьте деньги на счетах и проходите все эти процедуры уже в судебном порядке. Поэтому предлагаю действовать открыто, убрать вариативность этих коридоров и сделать растаможку прямой и понятной», – предложил председатель регионального совета по защите прав предпринимателей города Алматы Максим Барышев.

Также предпринимателями было предложено создать мобильную группу в КГД, которая будет в режиме реального времени решать вопросы, связанные с корректировкой таможенной стоимости. Необходимость такой группы обусловлена тем, что регулярно линейки некоторых товаров меняются и расширяются, то есть возникают определенные проблемы с их растаможкой, потому как новых документов, а главное, цен нет, а товар уже стоит на границе.

Завершая встречу, Рустам Журсунов предложил в течение недели «Атамекену» совместно с комитетом госдоходов отработать конкретные предложения для решения этих вопросов и через семь дней вновь собраться для рассмотрения наработанного материала.

«Нет возможности сейчас ждать пока будут внесены изменения в Таможенный кодекс. Необходимо принимать оперативные меры, а параллельно вносить правки в законодательство», – подчеркнул Рустам Журсунов.

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Региональные различия не должны служить барьером для развития МСП – Рустам Журсунов

Регионы с низкой оценкой социального самочувствия – г. Алматы, Костанайская и Жамбылская области. 

15 Июнь 2020 18:52 643

В условиях экономической неопределенности и низких цен на энергетические ресурсы малый и средний бизнес может стать ключевым инструментом обеспечения и поддержки роста экономики. Казахстан делает ставку на интенсивное развитие сектора МСБ, который играет важную роль в обеспечении экономической и социальной стабильности государства, сообщает официальный сайт бизнес-омбудсмена.

В этой связи особую значимость приобретают результаты анализа по субфактору «Общее состояние экономики и рынка в регионе» рейтинга «Деловой климат». О детальном анализе данного фактора рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

В целом по результатам 2019 года в Казахстане отмечается высокий разброс оценок параметров – от 2,22 до 2,76, то есть 0,5 п.п. при четырехбалльной шкале. По словам бизнес-омбудсмена, это говорит о неравномерности развития экономики и рынка регионов.

По мнению предпринимателей, общее состояние экономики и рынка выше в Атырауской, Кызылординской  и Павлодарской областях, ниже – в ВКО, СКО  и Жамбылской области .

«Как показал опрос, ни по одному из параметров субфактора не произошло существенных улучшений. Показатель «стало лучше» не превысил 50%. Тем не менее, по такому показателю, как «Общее состояние и развитие логистической инфраструктуры (дорог, развязок, тупиков, стоянок, складов)» половина опрошенных отметила улучшение, а пятая часть назвала изменения большими достижениями», – поделился Рустам Журсунов.

Получается, по таким субфакторам, как активность бизнеса (появление новых предприятий, количество сделок, объем рынка и покупательская способность) и  научно-технический и производственный потенциал региона, состояние и развитие энергетики и коммунальных систем, значительная часть предпринимателей (41% и 45% соответственно) не заметила никаких изменений, только в Атырауской области большинство предпринимателей отмечают изменения в сторону улучшения (2,95).

Самая низкая оценка («депрессия») чаще всего (12%) звучала в отношении таких параметров, как активность и количество работающего населения, социальное самочувствие и общее экономическое положение населения. При этом регионы с низкой оценкой социального самочувствия – г. Алматы, Костанайская и Жамбылская области. 

Как отмечалось ранее, целью исследования является анализ и сравнение условий ведения бизнеса в регионах Казахстана с изменением подходов исследования от «поиска виновных» и «наказания» к созданию условий для обеспечения инвестиционной привлекательности бизнеса в Казахстане и возможности принятия решений для лучшего бизнеса.

В этой связи в ходе анализа применен фокусированный подход, который предполагает, что ставка делается на успешных компаниях, потенциальных лидерах отрасли, которые уже достигли определенного успеха в бизнесе и, на основе своего опыта и знаний, могут составить профессиональную (объективную) картину по своей отрасли. Оценки начинающих и неуспешных предпринимателей в большей степени субъективированы и менее профессиональны при оценке условий ведения бизнеса в силу отсутствия значимого опыта и истории реального успеха.

На основе такого анализа нам удалось выяснить, что в региональном разрезе бизнес по-разному оценивает индикаторы состояния рынка и ресурсов.

Так, к примеру, несмотря на сравнительно низкие оценки по рассматриваемую субфактору в Жамбылской области достаточно высоко оценены индикаторы по изменению доступности открытия новых банковских филиалов, центров обслуживания, новых финансовых услуг и развитию мобильных цифровых услуг по ведению счетов, платежам и т.д. По данному индикатору требует детального изучения практика города Нур-Султана, который набрал рекордно высокие баллы (3,02) в сравнении с Северо-Казахстанской областью (2,31).

По мнению респондентов, несмотря на общее лидерство по субфактору - Атырауской области рекомендуется перенять опыт Мангистауской и Туркестанской областей в части повышения активности и количества работающего населения, социального самочувствия населения и общего экономического положения населения.

Однако, статистика говорит само за себя. Так, Атырауская область (109%) наряду городом Нур-Султан (128,2%), Кызылординской (113,1%), Восточно-Казахстанской (109,6%) и Мангистауской (108,7%) областями входят в пятерку лидеров по темпам роста количества действующих субъектов МСП.

По темпу роста численности занятых действующих МСП Мангистауская область замыкает список 5 наиболее успешных регионов. Туркестанская область занимает относительно хорошую позицию (8-место) с баллом 1,78 при среднем значении по стране 1,96 баллов. Данное свидетельствует о наличии определенной корреляции статданных с настроением и мнением бизнеса.

Примечателен опыт Костанайской области в части высокого уровня конкуренции в сегменте бизнеса по уровню появления новых товаров и услуг. Ни для кого не секрет, что справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, динамичного движения вперёд всей страны. Поэтому необходимо постоянная работа по переформатированию «советское мышление» чиновников, стремящихся к созданию монополий. В особенности на развитие конкуренции и появлению новых товаров стоит обратить внимание Северо-Казахстанской, Алматинской областям и г. Алматы.

Развитая логистическая инфраструктура и удобные транспортные развязки, инфраструктурно подготовленные к использованию стоянки и склады, являются отличительной чертой южной столицы – города Алматы. Помимо города Алматы, в тройку лидеров по данному индикатору можно отнести Атыраускую и Павлодарскую области.  Это значит, представителям других областей и городов, в особенности Костайской области есть чему поучиться у вышеназванных регионов.

По мнению респондентов, наиболее активный бизнес сосредоточен в Атырауской, Кызылординской и Павлодарской областях. Эти регионы лидируют по появлению новых предприятий, количеству сделок, объему рынка и покупательской способности. Субъективная оценка, отчасти, подтверждается данными официальной статистики. Так, к примеру, Кызылординская и Атырауская области входят в пятерку лидеров по темпам роста количества действующих субъектов МСП, с баллами 2,22 и 1,74 соответственно.

Предприниматели Костанайской, Атырауской и Кызылординской областей наиболее позитивно оценивают прибыльность бизнеса в своем регионе. Как известно, рост прибыльных предприятий на территории региона качественно определяет уровень налоговых поступлений. Однако, здесь «мягкие» данные не сошлись с «твердыми» данными. Так, по темпу роста объемов налоговых поступлений от субъектов МСП лидируют Туркестанская, Алматинская и Карагандинская области. Если средний темп роста по объему налоговых поступлений составляет 126,4%, то в Туркестанской области - 143,7%, Алматинской - 132,6% и Карагандинской - 127,1%. В то время, как темп роста данного показателя Костанайской, Атырауской и Кызылординской областей ниже среднего значения по стране.

Инвестиционная активность регионов порой внушает большую тревогу, поскольку отмечается нарастание диспропорций и снижение качества управления инвестиционными процессами. Тем не менее, имеются регионы с достаточно высокой инвестиционной активностью государственных и частных инвестиций. По мнению предпринимателей, это – Костанайская, Западно-Казахстанская и Павлодарская области. Здесь опрос также частично коррелируется со статистикой. Так, Западно-Казахстанская (129,2%) и Павлодарская (126,7%) области входят в тройку лидеров по данному показателю. По темпам роста внешних инвестиций в основной капитал МСП лидирует город Шымкент (139,1% и 4,00 балла).

Вместе с тем, нами проанализирован темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора. В данном показателе мнение предпринимателей Павлодарской области частично совпали со статистикой, то есть регион входит в пятерку лидеров, получив 2,77 балла. Темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора в Павлодарской области составил 138,7% при среднем значении по республике 118,3%.

При этом депрессивный настрой по инвестиционной активности наблюдается в Жамбылской области (1,73), 50/50 подтверждается официальной статистикой. Так, если по росту внешних инвестиций в основной капитал МСП занимает пятое место в рейтинге, то по темпу роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора – 13 место. Данное свидетельствует о недостаточном уровне осведомленности либо о неправильной политике МИО при привлечении и размещении инвестиционных ресурсов.

Законы работают – результаты борьбы с коррупцией дают положительные изменения отмечают предприниматели в большинстве своем Костанайской, Западно-Казахстанской, Кызылординской областях, изменений по борьбе с коррупцией не замечают в Жамбылской области.

Конечно, мы понимаем, что сегодняшнее различия между регионами Казахстана имеет свои исторические, географические, природно-ресурсные и производственно-хозяйственные корни. Необходимо отметить, что региональные различия не должны служить барьерам для развития МСП региона и страны, в целом. Наоборот, должны быть использованы как потенциал для диверсификации экономики региона. 

«Отсюда вытекают рекомендации о необходимости адаптации стратегии государственных программ развития к условиям региональной экономики и местных рынков, а также развитию научного и производственного потенциала с учетом региональных особенностей», - подытожил бизнес-омбудсмен.