Антикор по итогам 2024 года выявил свыше 1,2 тыс. коррупционных рисков в дорожной отрасли, передает inbusiness.kz со ссылкой на антикор.
Принято решение масштабировать проект по применению механизма "окрашивания денег" на всю дорожную отрасль. В рамках проекта предусматривается "маркировка" каждого тенге, что позволяет отслеживать движение средств вплоть до конечных поставщиков.
“Механизм уже заработал и первые цифровые тенге направлены поставщикам и подрядчикам”, - отметили в антикоре.
Так, 164 млрд "окрашенных" тенге перечислены в рамках строительства железной дороги "Достык-Мойынты" в Карагандинской области, 100 млн цифровых тенге – на ремонт автодороги "Мукур-Кульсары" в Атырауской области.
В антикоре отметили, что проекты проверяются вручную, что создает условия для явного завышения смет – установлен 591 факт на 11 млрд тенге.
“Это позволяет нечистоплотным экспертам за вознаграждения давать заключения без замечаний. Требует пересмотра назначение экспертизы проектов с акцентом на исключение нерациональных расходов. Экспертиза должна проверять, насколько обоснованы и необходимы заявленные расходы", - говорится в сообщении.
Всего министерству транспорта внесено порядка 100 рекомендаций, направленных на автоматизацию процессов составления и экспертизы ПСД, усиление полномочий.
Одновременно совместно с независимыми экспертами и волонтерами антикор провел мониторинг строительства и ремонта дорог в регионах.
В 2024 году из 258 сопровождаемых участков приняты в эксплуатацию 119 протяженностью 1,8 тыс. км, устранено 95% выявленных дефектов.
Читайте по теме:
Антикор нашел системные коррупционные риски в дорожной отрасли Казахстана