Во время презентации "Дорожной карты развития конкуренции в сфере гражданской авиации", первый зампред АЗРК Рустам Ахметов сообщил, что отрасль имеет ряд проблем, передает inbusiness.kz.
В первую очередь – это государственное участие.
На рынке гражданской авиации осуществляют деятельность 3 авиакомпании АО "AirAstana" и Fly Arystan с долей более 70%, АО "Qazaq Air" - 6%, подконтрольные АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" , а также АО "Авиакомпания "SCAT" с долей на рынке 24%.
АО "Qazaq Air" было создано и оснащено специальным флотом для развития низкоинтенсивных социально-значимых авиамаршрутов в целях повышения деловой активности населения регионов Казахстана. Авиакомпания имеет 5 воздушных судов со средним возрастом 4 года. Самрук Казына для приобретения в собственность пяти воздушных судов выделено АО "Qazaq Air" порядка 35 млрд. тенге", – заметил Ахметов.
В свою очередь, по словам замглавы АЗРК, FlyArystan, который является структурным подразделением АО "AirAstana" создавался по системе лоукостер и осуществляет регулярные перевозки. При этом, следует отметить, что FlyArystan не является отдельным юридическим лицом.
"Таким образом, данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка, с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию", – пояснил Ахметов.
Второй проблемой является отсутствие доступа к инфраструктуре.
В структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимает основную долю расходов. При этом, на сегодняшний день, только в аэропорту г. Астана присутствует несколько поставщиков авиатоплива (АО "КазМунайГаз-Аэро", ТОО "Тарлан Аэро"). В других аэропортах Казахстана реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта.
В этой связи, предусмотрены следующие мероприятия:
- реализация госпакета акций компании АО "QazaqAir", АО "AirAstana";
- выделение как отдельного субъекта рынка FlyArystan до момента приватизации;
- увеличение сроков действия режима "открытое небо" до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
На сегодняшний день срок действия режима "открытое небо" продлено с 3 до 5 лет, а также в перечень аэропортов режима "открытое небо" включены аэропорты гг. Актобе и Туркестан.
Сегодня сообщалось, что министерство индустрии и инфраструктурного развития прорабатывает вопрос введения запрета на вывоз железнодорожным транспортом угля из страны компаниями, которые не добывают и не занимаются его обогащением. По мнению первого заместителя председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК Рустама Ахметова, озвученного в ходе брифинга в СЦК, это никоим образом не повлияет на состояние конкуренции на этом рынке.