Более 70% авиаперелетов осуществляет одна юркомпания в Казахстане – АЗРК

1048

АЗРК рассказало о развитии конкуренции в сфере гражданской авиации.

Более 70% авиаперелетов осуществляет одна юркомпания в Казахстане – АЗРК Фото: novochag.ru

Во время презентации "Дорожной карты развития конкуренции в сфере гражданской авиации", первый зампред АЗРК Рустам Ахметов сообщил, что отрасль имеет ряд проблем, передает inbusiness.kz.

В первую очередь – это государственное участие.

На рынке гражданской авиации осуществляют деятельность 3 авиакомпании АО "AirAstana" и Fly Arystan с долей более 70%, АО "Qazaq Air" - 6%, подконтрольные АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" , а также АО "Авиакомпания "SCAT" с долей на рынке 24%.

АО "Qazaq Air" было создано и оснащено специальным флотом для развития низкоинтенсивных социально-значимых авиамаршрутов в целях повышения деловой активности населения регионов Казахстана. Авиакомпания имеет 5 воздушных судов со средним возрастом 4 года. Самрук Казына для приобретения в собственность пяти воздушных судов выделено АО "Qazaq Air" порядка 35 млрд. тенге", – заметил Ахметов.

В свою очередь, по словам замглавы АЗРК, FlyArystan, который является структурным подразделением АО "AirAstana" создавался по системе лоукостер и осуществляет регулярные перевозки. При этом, следует отметить, что FlyArystan не является отдельным юридическим лицом.

"Таким образом, данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка, с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию", – пояснил Ахметов.

Второй проблемой является отсутствие доступа к инфраструктуре.

В структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимает основную долю расходов. При этом, на сегодняшний день, только в аэропорту г. Астана присутствует несколько поставщиков авиатоплива (АО "КазМунайГаз-Аэро", ТОО "Тарлан Аэро"). В других аэропортах Казахстана реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта.

В этой связи, предусмотрены следующие мероприятия:

  • реализация госпакета акций компании АО "QazaqAir", АО "AirAstana";
  • выделение как отдельного субъекта рынка FlyArystan до момента приватизации;
  • увеличение сроков действия режима "открытое небо" до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;

На сегодняшний день срок действия режима "открытое небо" продлено с 3 до 5 лет, а также в перечень аэропортов режима "открытое небо" включены аэропорты гг. Актобе и Туркестан.

Сегодня сообщалось, что министерство индустрии и инфраструктурного развития прорабатывает вопрос введения запрета на вывоз железнодорожным транспортом угля из страны компаниями, которые не добывают и не занимаются его обогащением. По мнению первого заместителя председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК Рустама Ахметова, озвученного в ходе брифинга в СЦК, это никоим образом не повлияет на состояние конкуренции на этом рынке.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться