Шведская компания IKEA, крупнейший в мире продавец мебели и товаров для дома, в частности, была вынуждена приносить извинения клиентам за задержки поставок.
Японский автопроизводитель Honda Motor Co., в свою очередь, приостановил сбор автомобилей Civic на заводе в британском Суидоне из-за нехватки автокомпонентов. Honda и ряд других автопроизводителей, включая Land Rover и Bentley, вынуждены поставлять автокомпоненты авиатранспортом, что намного дороже морских перевозок.
Эксперты в области перевозки грузов выделяют несколько факторов, которые привели к перегруженности в портах – это сезонное пополнение запасов в преддверии праздников, дисбаланс в связи с пандемией и операционные проблемы в главном британском порту Филикстоу, которые вынуждают судоходные компании перенаправлять грузы в другие порты.
В 2019 году на Филикстоу приходилось 40% из 6 млн контейнеров, прибывших в Великобританию или отправленных из страны. Однако за девять месяцев текущего года его показатели были одними из наиболее низких в Европе и Азии, свидетельствуют данные IHS Markit. Пропускная способность порта, который принадлежит гонконгской CK Hutchison Holdings Ltd., составляет в среднем менее 20 контейнеров в час по сравнению с 27 в Антверпене.
Некоторые судоходные компании ввели дополнительную плату за поставки грузов через Филикстоу, в то время как Maersk Line и Mediterranean Shipping Co. перевели операции в Ливерпуль. Порт Ливерпуля расположен дальше от Лондона, однако руководители компаний считают предпочтительными более длительные перевозки грузовым и железнодорожным транспортом по сравнению с простоем в порту.
По словам главы British Ports Association Ричарда Бэллентайна, Brexit стал "соломинкой, переломившей спину верблюду".
"В это время года к Рождеству доставляется много товаров, однако импортеры закупают дополнительные товары, поскольку они опасаются задержек и пошлин после Brexit", – сказал он.
Перегруженность портов наблюдается не только в Великобритании. Многие порты в Азии, Европе и Северной Америке с конца лета фиксируют рекордное количество контейнеров на фоне пополнения запасов ритейлерами. В результате тарифы на перевозку по основным торговым путям подскочили.
Глава порта Лос-Анджелеса Джин Серока заявил, что объем грузов, поступающих в крупнейший порт США, в ноябре вырос на 25% по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года.
"Это действительно сильный шторм для мирового потока контейнеров", – сказал Ларс Микаэль Дженсен из датской A.P. Moller-Maersk.
Он отметил, что "меры по сдерживанию пандемии вызывают серьезные ограничения по всей цепочке поставок", включая недостаток судов, контейнеров и мощностей грузовых перевозок, а также снижение производительности в портах и на складах.