На одну такую машину потратили 345 миллионов тенге. Удивительнее всего то, что за эти же деньги можно купить 4 дизельных автобуса. Народ не понимает, зачем повышать качество автобусов, которые будут дороже, когда городу требуется увеличение количества. При этом эксперты говорят, что у электроавтобусов есть важный минус – они не выдержат столичную зиму. Подробности в сюжете Atameken Business.
Столичный акимат пока что приобрел 20 электроавтобусов. Еще 320 единиц техники для Автобусного парка №1 планируют закупить в ближайшие годы. Компания взяла эту технику в лизинг до 2029 года. Первоначальный взнос в размере 1,3 млрд тенге выплатили из собственных средств. Остальные 5,5 млрд оформили через лизинг. Вот только жителям столицы нет разницы, ездят ли автобусы на дизеле или электричестве.
В прошлом году автопарк оказался в минусе почти на 10 млрд тенге. Кроме этого, еще не погашены 43 миллиарда тенге на лизинговый займ. Плюс 30 миллиардов тенге на будущие 320 автобусов. Эксперты не понимают, почему компания с такими финансовыми потерями получает дорогую технику. Они отмечают и тот факт, что инфраструктура Астаны не готова для автобусов на электротяге.
"Мы не можем уверенно сказать, что теперь станет лучше. Посмотрите на эту цену, это же ужасно. А есть ли вообще производитель, который точно знает, что техника выдержит зимние морозы в Астане или летнюю жару? Неизвестно. Когда-то наши коллеги из Москвы говорили, что четыре-пять лет назад, похожие автобусы, которые они получили, зимой встали", - говорит председатель Ассоциации автопарков Казахстана Сабит Аманбаев.
Автопаркам эти автобусы достанутся, конечно же, не бесплатно. Их распределят через лизинговое финансирование под 7 процентов на 7 лет. Первоначальный взнос по договору должен составлять 15%. Кроме этого, в ФРП решили, что нужно поменять автольготку для физлиц на новую лизинговую программу для автопарков. Это значит, что деньги с программы льготного автокредитования для населения будут направлены на покупку новых автобусов.
"Если по программе льготного автокредитования можно ежемесячно обеспечить машинами 120 человек, то в случае перераспределения средств можно приобретать 20 автобусов, которые за месяц будут перевозить порядка 15 тыс. пассажиров. К тому же, приобретаемые электроавтобусы и автобусы на компримированном газе за счет отсутствия выброса вредных веществ в атмосферу окажут благоприятное воздействие на экологическую обстановку в городах", - сообщает фонд развития промышленности.
Однако представители транспортной компании убеждены, что эти автобусы не только сохранят экологию, но и позволят автопаркам сэкономить деньги на содержании техники.
"Обслуживание дизельного автобуса получается очень дорогим. Кроме двигателя, в них есть и другие агрегаты. А вот обслуживание электрических автобусов будет дешевле. Потому что электричество недорогое, получается дешевле заправка и обслуживание в целом", - отмечает замдиректора департамента координации транспорта ТОО "СТЅ" Адиль Сайынов.
Главный вопрос в том, повысится ли цена за проезд на автобусах для горожан. Сейчас столичный акимат вручную регулирует стоимость проезда, он не превышает 90 тенге. При этом новый транспорт предоставили только автопарку №1, а кроме него в столице есть еще 5 частных компаний.
Читайте по теме:
Один электробус обошелся бюджету Астаны в 345 млн тенге