Самый востребованный продукт покупок в интернете для казахстанцев – это телефоны, передает inbusiness.kz. Общий объем их продаж по итогам 2021г. составил 91,6 млрд тг – это на 90,4% больше, чем годом ранее. Больше половины всех сделок приходится на алматинские компании (48,8 млрд тг.), выяснили аналитики первого кредитного бюро.
На втором месте – бытовая техника. Их продажи по сравнению с 2020г. выросли более, чем в 2 раза: с 29,5 млрд до 60,9 млрд тг. Наибольший объем продаж электрических бытовых приборов приходится на предприятия торговли из Шымкента (22,2 млрд тг).
Третье место – у косметических товаров и туалетных принадлежностей (рост с 41,5 млрд тг до 60,9 млрд тг), практически все сделки, с которыми обеспечивает Алматы.
При этом казахстанцы стали покупать в интернете значительно меньше канцелярских принадлежностей (снижение с 61,2 млрд до 2,6 млрд тг), обуви (с 15,1 млрд до 2,2 млрд тг) и одежды (с 16,4 млрд тг до 10,5 млрд тг).
Отсюда и рост среднего чека: среднестатистический телефон стоит дороже среднестатистической пары обуви.
В 13 из 17 регионов республики самым популярным способом оплаты являются платежные карты. В целом на их долю приходится 25,7% всех платежей – годом ранее показатель составлял 27%.
В Карагандинской области и Нур-Султане банковские и почтовые переводы актуальнее оплаты картами; в Туркестанской области предпочтение отдается наличному расчету. В Атырауской области оба этих способа (и наличка, и переводы) популярнее оплаты картами.
Но тут важно понимать, что наличные используются для оплаты при получении заказа; переводы – при его заказе (т.е. предоплате).
И на сегодня растущими сегментами являются оплата мобильными телефонами и посредством электронных терминалов. В 2021г. на них приходилось 22,3% всех сделок; годом ранее – 16,6%. А это как раз те способы, что используются при получении заказов, и приходят на смену наличке (доля за год упала на 2,2п.п.) и, частично, картам (-1,3 п.п.).