Форум собрал представителей этого рынка из 16 стран. Участники поднимают ряд проблемных вопросов. Это и логистика, и переработка зерна и масличных культур. Проблемы системные. Но именно в этом году они обрели масштабный характер. И причина, как это ни парадоксально, - в рекордном урожае зерновых в Казахстане. О противоречивых явлениях в зерновой отрасли, а также о ключевых вопросах форума расскажет Atameken Business.
Самая большая делегация на форуме - из Узбекистана. Это традиционный партнер Казахстана. И крупнейший потребитель пшеницы в ЦА. Впервые в составе делегации прибыли мукомолы. Они отмечают высокое качество нашего зерна. Этим продиктован и повышенный интерес к нашему сырью.
Ситуация сложилась парадоксальная - есть профицит зерна, есть спрос и покупатели, но нет возможности его продать. Представители отрасли винят транспортников.
"Это просто нехватка парка вагонов-зерновозов. Очень много экспортируется зерна. Рынок сбыта один, и все наши трейдеры, все производители, крупные мукомольные предприятия пошли на Узбекистан. Соответственно все ищут вагоны-зерновозы. – В течение года нельзя эти грузы отправлять планомерно? – Их трудно. Все зависит от наших узбекских партнеров-мукомолов. Т.е. если они сейчас забьют свои склады до января, то потом они какой-то период, для того чтобы все переработать, они будут стоять, т.е. они меньше будут покупать. И соответственно тут же напряжение сойдет на нет ", - говорит Генеральный директор компании "АДК-Грейн" Даулет Увашев
Экспортеры объясняют – излишки зерна обязательно нужно вывозить. Иначе произойдет затоваривание рынка. А это повлечет падение цены внутри Казахстана, что будет болезненно для наших фермеров. Сейчас же все упирается в нехватку подвижного состава. Да и тарифы на вагоны подскочили в 2 с лишним раза. И здесь много вопросов к КТЖ, а также к основному оператору по перевозкам зерна "Астык-Транс". В компании считают - зерновики не хотят делиться.
"Конечно, грузоотправители, наши клиенты часто жалуются на то, что вагонов не хватает. Но при этом нужно понимать, что и платить не хотим. Т.е. всегда жалуются на то, что ставки не те. При этом мы прекрасно понимаем, мы знаем, кто, сколько зарабатывает, какая рентабельность у производителей, у переработчиков, у трейдера. При этом они не хотят платить, делиться своей рентабельностью с транспортниками, которые не могут свою инвестиционную политику реализовать в должной мере, чтобы купить достаточный парк", - поделился Вице-президент АО "Астык-Транс" Жандос Куанышев
По данным зерновиков, стоимость их сырья снизилась со 170 тысяч тенге до 116-ти тысяч за тонну. Этому способствовало и появление российского зерна на нашем рынке. Казалось бы, мука должна, если не дешеветь, то по крайней мере не подниматься в цене. Но официальная статистика показывает обратное. Почему так происходит? Мы задали этот вопрос специалистам.
"С конца августа идет снижение цен на зерно. Соответственно цены на муку тоже снижаются. Снижаются также с месячным-полуторамесячным отставанием. Как нам позволяет себестоимость снижать, мы снижаем. На сегодняшний день отпускные цены на муку с предприятий в среднем составляют 180 тысяч тг за тонну. Т.е. фактически мы пришли к тем же ценам, которые были у нас на начало года. Но по чем дальше ее перепродают супермаркеты, магазины – это уже вне нашего контроля, естественно", - заявил президент Союза зернопереработчиков Казахстана Алихан Талгатбек.
Муки в стране производится тоже много: в два раза больше объемов потребления. По словам главы Союза зернопереработчиков, с июля мукомолы снижают стоимость муки уже на 40%. Почему цены для потребителей в конечном счете не меняются – остается большим вопросом.