В нем принял участие исполнительный директор ассоциации KAZENERGY Рустем Кабжанов, а также представители департамента АПК и пищевой промышленности НПП РК "Атамекен".
Главный вопрос, который интересовал представителей СМИ: что влияет на формирование цен на дизельное топливо в РК?
По словам Рустема Кабжанова, причин несколько. Сегодня имеют место затраты, связанные с модернизацией НПЗ, а также повышение внутреннего акциза на дизтопливо для производителей.
"Вся экономика меняется в зависимости от мировой конъюнктуры. Что касается цен на дизтопливо, то сегодня розничная цена "на пистолете" на АЗС – от 185 до 187 тенге за литр. Сельхозпроизводители закупают топливо со скидкой – 150 тенге литр стоит на заводе. К этой цене прибавляется транспортировка – порядка пяти тенге, хранение на нефтебазах – закладывается порядка 161 тенге за литр. Это средняя цена, средняя температура по больнице, так скажем. При этом разница с розничной ценой порядка 26-30 тенге, в зависимости от региона", – прокомментировал Рустам Кабжанов.
По словам эксперта, Казахстан на 90% обеспечивает себя топливом. При этом вопрос удорожания поднимается ежегодно, и обращения сельхозпроизводителей необходимо рассматривать точечно.
"Запросы всегда рассматривались и топливом сельхозтоваропроизводители обеспечивались. Если какой-то конкретный предприниматель не получил, это не значит, что такая ситуация у всех", – высказался Кабжанов.
Как можно снизить затраты, в том числе на дизтопливо, при производстве сельхозпродукции? По словам заместителя директора департамента АПК и пищевой промышленности НПП РК "Атамекен" Жанны Акишевой, низкая экономическая эффективность выращивания пшеницы наблюдается из года в год. Поэтому важно повышать урожайность и брать курс на диверсификацию.
"Единственным выходом для повышения экономической эффективности является увеличение урожайности с гектара. Урожайные земли можно использовать эффективнее за счет диверсификации посевных площадей. Сейчас на рынке востребованы такие культуры, как рапс, лен, чечевица, нут и кормовые культуры. При их выращивании практически отсутствует необходимость у фермера менять технологии возделывания", – выступила Жанна Акишева.
При этом Нацпалата постоянно работает над вопросом по открытию новых рынков. Так, в конце августа планируется приезд китайских коллег по инспектированию таких культур, как ячмень и кукуруза. Фермеры при попадании в реестр экспортеров смогут наладить сбыт в КНР своей сельхозпродукции. Хотелось бы сказать, что масличные культуры набирают популярность и экспортоориентированность, что, в свою очередь, приносит денежный доход.
Еще один фактор, который влияет на затраты фермеров, – устаревшая техника. Многие аграрии до сих пор используют советскую технику или новую технику разработки советских времен, которая морально и физически устарела. Например, расход топлива на комбайнах "Енисей" и "Нива" в хорошем состоянии составляет 5,5 литра на 1 га, тогда как у современного VECTOR или John Deere – 2,6 литра на 1 га.
Эксперт департамента АПК и пищевой промышленности НПП РК "Атамекен" Еркен Наурзбеков добавил, что на юге страны можно диверсифицировать имеющиеся площади зерновых под высокодоходные интенсивные сады. С 1 га сада можно получать прибыли до 8,0 млн тенге при средней урожайности 40 тонн/га.
"Атамекен" сравнил цену дизельного топлива с соседними странами, в нашей стране стоимость ниже, чем в других государствах: Казахстан – 0,48 доллара/литр (или 165 тенге), Россия – 0,69 доллара/литр (дороже на 43,8%), Узбекистан – 0,59 доллара/литр (+22,9%), Украина – 1 доллар/литр (в два раза).
"Понятно, что для фермера пшеница является наиболее удобной при возделывании, но надо также понимать, что при урожайности 10-12 ц/га ситуация будет только усугубляться. Более того, выращенный ячмень или овес можно конвертировать в мясо. Экономически оправдано ведение смешанного производства, когда в хозяйстве занимаются растениеводством и животноводством", – сказал Еркен Наурзбеков.
На вопрос журналистов о возможном возвращении госрегулирования на дизтопливо Рустам Кабжанов пояснил, что сегодня отрасль работает в условиях рыночной экономики. Заводы, оценив рынки, не отказываются от скидок, но работают так, чтобы самим не уйти в минус.
"Госрегулирование существовало несколько лет назад. К чему оно привело? Начинается ажиотаж на определенные виды ГСМ, СМИ это освещает, народ начинает на это реагировать, начинает закупать топливо, которое он сможет использовать только через два месяца. Эта ситуация создает искусственный дефицит. Чтобы его покрыть, надо где-то топливо закупить. Как правило, этот процесс занимает время, так как процедуру необходимо провести в рамках закона. Министерство энергетики РК инициирует документ, который необходимо подписать и дождаться вступления в силу. Народ в это время яростно доказывает, что у нас дефицит и топлива нет. И ситуация начинает накаляться. Мы начали искать выход,, и было предложено отпустить в рынок. Когда ограничения сняли, был всплеск, цена подросла, но впоследствии ситуация стабилизировалась, рынок сам отрегулировал этот процесс", – добавил Рустам Кабжанов.