Дефектологов в Казахстане учат зоопсихологии и психологии торговли

2178

Более 400 образовательных грантов было выделено на подготовку учителей - дефектологов в 2018 году.

Дефектологов в Казахстане учат зоопсихологии и психологии торговли

В 2018 году в каждом регионе Казахстана планируют открыть ресурсные центры по инклюзивному образованию. Об этом в ходе августовского совещания в Астане заявил вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Однако перед министерством образования, по его словам, в этом плане встаёт серьёзная проблема – нет кадров.

"Особенно в районах дефектологов катастрофически не хватает. Соответствующих врачей не хватает. Поэтому стоит вопрос подготовки кадров и достаточного выделения госзаказа", – сказал чиновник на конференции "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как главное условие развития инклюзивного образования: стратегическое планирование, результат, перспективные решения".

К слову, в 2018 году министерство образования в разы увеличило госзаказ на подготовку узких специалистов в отрасли.

"Поначалу нас даже не поняли. Начали спрашивать: "Почему 400 грантов вы выделяете на дефектологов. Что у нас происходит в государстве, если вы 400 грантов вдруг решили выделить?". На самом деле это очень нужное было решение. Также на магистратуру выделили 100 грантов и на докторантуру – 30. Это, я думаю, достаточно хорошая новость", – сказал Асхат Аймагамбетов.

Директор национального ресурсного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов РК и психологии личности Зульфия Мовкебаева, заметила, что государство ежегодно идет навстречу, выделяя огромное количество грантов на подготовку специалистов для инклюзивного образования. Однако, вместо количества предложила обратить внимание на качество. 

"Есть много проблем, которые ограничивают нам возможность подготовки действительно высококвалифицированных специалистов - дефектологов. Это, конечно же, профилирующие предметы, как биология и география. Так получилось, что вот эти же дисциплины являются профильными и для других специальностей, как лесное дело, охота, то есть на эту специальность могут поступать люди разных специальностей. Тогда как дефектология раньше была полумедицинской специальностью. Поэтому мы бы очень хотели, чтобы профилирующими были биология и химия. В этом случае мы бы получали людей, ориентированных на медицинские специальности, либо на близлежащие. Еще лучше было бы, если бы это были биология и язык. Но все-таки, несмотря на то, что есть специальные экзамены для поступления на педагогические специальности, наверное, имеет смысл проведения такого же экзамена для дефектологов", - поделилась она своим мнением.

Также Зульфия Мовкебаева предложила усилить контроль за подготовкой кадров. Зачастую учителей - дефектологов, по ее словам, обучают люди, не имеющие специального образования. Причем обучение проходит по "размытым" планам.

"В некоторых планах мы увидели такие предметы, как зоопсихология и психология торговли. Но понимаете, это не коим образом не будет готовить специалистов в условиях инклюзивного образования", - констатировала она.

Еще одним предложением стал отдельный профстандарт учителя-дефектолога, либо профессиональная карточка такого специалиста, где можно было бы записать не только традиционные виды деятельности, но и те виды деятельности, которые нужны будут дефектологу в условиях инклюзивного образования.

Кроме того, по словам Зульфии Мовкебаевой, в Казахстане до сих пор подготовка специалистов осуществляется по советским стандартам.

"Никто не говорит, что такие специальности, как олигофренопедагогика, логопед, сурдопедагогика, тифлопедагогика не нужны. Они нужны и еще долго будут пользоваться спросом. Но я думаю, что на сегодняшний день нам нужны новые специализации. Ну и необходимо пересмотреть существующие дисциплины и вводить новые, которые будут полностью соответствовать работе специалиста дефектолога, как консультанта, координатора, одного из самых важных специалистов в инклюзивном образовании", - уточнила она.

Модернизация учителей - дефектологов, отметила Зульфия Мовкебаева, становится актуальной и востребованной на местах.

"Если раньше сами дефектологи ходили и говорили, что психолого-педагогическое сопровождение необходимо организовать, и обучение детей в общеобразовательной школе без такого специалиста невозможно, то сегодня уже общеобразовательная школа поняла, что нужен какой-то координирующий, руководящий орган, человек, который поможет это сделать, даст консультацию. Нужны такие люди, которые специально учились этому и имеют опыт", - дополнила она.

Примерные компетенции дефектолога в инклюзивном образовании: умение взаимодействовать, осуществлять координацию деятельности с другими специалистами, уметь проектировать инклюзивные процессы, уметь и учить организовывать разработку индивидуальных развивающих программ.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться