В стране наблюдается острая нехватка водителей-дальнобойщиков. Эксперты считают, что для решения дефицита кадров нужно дополнительное финансирование иначе могут пострадать многие сферы, которые ориентируются на грузоперевозки. К примеру, растет рынок онлайн-торговли. Только в прошлом году казахстанцы закупились на маркетплейсах на 2 триллиона тенге, но для доставки товаров, фур может и не хватить. Почему власти не обращают внимание на проблему, выяснял Atameken Business.
Вот уже пятый год казахстанские транспортные компании сталкиваются с серьёзной нехваткой дальнобойщиков. Вакантных мест много, а желающих работать – нет. Дефицит кадров в этой сфере отчасти связан с уменьшением числа молодых специалистов, заинтересованных в профессии, а также со сложными условиями работы и маленькой зарплатой. А зарабатывают водители фур в Казахстане действительно мало - около 300 тысяч тенге. Когда как в Европе этот показатель равняется трем тысячам евро, а в Америке - 10 тысячам долларов. Специалисты говорят, что молодежь понимает, что вместо хорошей зарплаты, она получит проблемы со здоровьем и попросту не идут в логистику.
"Ну дефицит кадров идет, потому что никто на это не обращает внимания и очень много сейчас неквалифицированных. А что нужно сделать чтобы решить эту проблему? Это нужны автошколы, колледжи и начать работать со школами", - говорит председатель САПЭК Асель Садыкова.
Еще одна проблема в сфере логистики – подготовка кадров. В Казахстане нет высших учебных заведений, которые целенаправленно выпускают дальнобойщиков. Обучение данной профессии предоставляется в некоторых спец.колледжах и автошколах. Эксперты считают, что для решения проблемы нужно государственное и частное финансирование. И на сегодня, поддержки со стороны властей практически нет. В министерстве труда о проблеме знают, но почему-то решить ее не спешат. Чиновники просят для этого время.
Утечку кадров специалисты также связывают с изменением закона о дорожном движении. Получение водительских прав категории "Е" в Казахстане, необходимой для дальнобойщиков, требует значительных усилий и затрат. Кандидаты сначала проходят обучение на категорию "С" и только потом теория и практика категории "Е". Основными трудностями, по словам экспертов, являются строгие требования к теоретическому экзамену и высокая стоимость процесса.
"Может мы и не решим это в ближайшее год, два. Необходимо принять комплексную программу по изменению в законе если требуется. Но мы видим, что требуется", - отмечает и.о. руководителя управления министерства транспорта РК Канат Калмагамбетов.
Нехватка кадров напрямую влияет на экономику страны. Проблемы с логистикой замедляют доставку товаров и грузов, приводят к сбоям в цепочках поставок. В результате компании сталкиваются с повышением затрат на логистику, что отражается на конечных ценниках продукции и снижает покупательскую привлекательность. Профессия водителей фур, конечно, пока не под угрозой исчезновения, но учитывая то, как маркетплейсы и онлайн-продажи "ворвались" в нашу жизнь, скорее всего мы просто будем дольше ждать свои посылки.
Читайте по теме:
Не менее 1,5 часа проводят фуры в автомобильных пунктах пропуска РК