Это старейший из действующих биржевых индексов. За прошедшие годы всего одна компания сохранила членство в этом индексе, пишет РБК.
В 1883 году в Нью-Йорке появился ежедневный двухстраничный финансовый проспект. Он назывался Customers' Afternoon News Letter, в литературном переводе на русский язык это означает "Дневная сводка новостей для клиентов".
Рукописное издание включало в себя главные новости, которые могли быть полезны инвесторам и брокерам того времени, а также котировки на бирже. Ежемесячная подписка стоила $1,5. Каждый день копии клиентам разносили мальчишки по нью-йоркскому району Уолл-стрит.
Новостная сводка быстро стала популярной. Подписку на ежедневный бюллетень оформили около тысячи человек, и вскоре Customers' Afternoon News Letter стал уважаемым источником финансовых новостей.
Издателем бюллетеня была компания Dow, Jones & Company, располагавшаяся в подвале кондитерской. Ее основали корреспонденты Чарльз Бергстрессер, Эдвард Дэвис Джонс и Чарльз Доу.
Темная комната в подвале, голые стены, три стола по углам, одна печатная машинка в центре — примерно так выглядела редакция Customers' Afternoon News Letter. Новостное агентство запустили на деньги Бергстрессера, он же работал корреспондентом. Джонс выступал экспертом по статистике и финансовым отчетам. Доу стал редактором.
У Customers' Afternoon News Letter было одно важное отличие от конкурентов — новости писались беспристрастно. В то время финансовые газеты легко выпускали статьи, чтобы повлиять на те или иные акции. Новый формат подачи помог новостному бюллетеню стать популярным.
Первый индекс Доу Джонса
В 1884 году Dow, Jones & Company начала публиковать собственный индекс. Он получил название Dow Jones Transportation Average ("Среднее транспортное Доу Джонса"). День его первой публикации — 3 июля.
Поначалу индекс включал в себя девять транспортных компаний США, каждая из которых возила людей и товары по железной дороге. По этой причине индекс прозвали "железнодорожным".
Первое время индекс рассчитывался как среднее арифметическое от общей стоимости акций входящих в него компаний. Цифры выводили в буквальном смысле вручную — с помощью карандаша и бумаги. Со временем в список попадали новые компании. Другие, наоборот, теряли в нем место.
Индекс рассчитывается и сегодня, хотя железнодорожным его уже не назовешь. За прошедшие десятилетия в нем осталась только одна компания, присутствовавшая в первоначальном списке, — владелец самой большой сети железных дорог в Соединенных Штатах Union Pacific Railroad.
В наши дни Dow Jones Transportation Average остается самым старым действующим индексом в мире. Для глобальной оценки он уже почти не используется — экономические процессы стали намного технологичнее. Ключевым образующим показателем в расчетах индекса остается цена компаний, а такой упрощенный подход вызывает у трейдеров сомнения.
Вот какие компании входят в Dow Jones Transportation Average в 2019 году:
Alaska Air Group
American Airlines
Avis Budget Group
C.H. Robinson Worldwide
CSX Corp
Delta Air Lines
Expeditors International of Washington
FedEx
J B Hunt Transport Services
JetBlue Airways
Kansas City Southern
Kirby Corp
Landstar System
Matson Inc
Norfolk Southern
Второй индекс Доу Джонса — промышленный.
Dow Jones Transportation Average появился за 12 лет до другого индекса — Dow Jones Industrial Average ("Среднее промышленное Доу Джонса"). Как следует из названия, в нем рассчитывались акции промышленных компаний, присутствующих на фондовом рынке.
Когда этот индекс стали публиковать в 1896 году, новостного проспекта Customers' Afternoon Letter уже не существовало. За пять лет до появления индекса вместо двухстраничного издания компания Dow, Jones & Company начала публиковать газету The Wall Street Journal.
Именно в этой газете печатались промышленный и транспортный индикаторы. По задумке составителя индексов Чарльза Доу в совокупности эти показатели должны были отражать положение в американской экономике.
Сегодня промышленный индекс Dow Jones превратился в один из главных ориентиров для рынка наряду с S&P 500 и Nasdaq. Dow Jones Transportation Average состоит из 30 крупнейших и наиболее влиятельных компаний США. Систему его расчета доработали — вместо среднего арифметического используется масштабируемое среднее, учитывающее случаи увеличения числа акций, которыми торгует компания.
В XXI веке Dow, Jones & Company превратилась в одну из самых уважаемых информационных компаний. Теперь она принадлежит медиакорпорации News Corp. Рассчитываемые ею индексы исчисляются сотнями и охватывают самые разные аспекты финансового рынка. Большинство из них полезны узким специалистам или заказываются компаниями для собственных нужд.