/img/tv1.svg
RU KZ
Депутаты обещают принять Экокодекс до конца года

Депутаты обещают принять Экокодекс до конца года

Новый Экологический кодекс будет принят до конца года, работа по рассмотрению документа идет в ежедневном формате.

16 Сентябрь 2020 23:32 1149

Депутаты обещают принять Экокодекс до конца года

Об этом заявили участники телепроекта ECOJER на канале Atameken Вusiness.

Сейчас проект Экокодекса рассматривается на ежедневных заседаниях рабочих групп мажилиса парламента РК в онлайн-режиме с участием заинтересованных ассоциаций, неправительственных и общественных организаций.

«Участники имеют возможность вносить свои предложения и поправки по кодексу непосредственно в мажилис, а мы эти поправки вносим в кодекс от комитета экологии и природопользования. Очень большой объем работы ведется, чтобы обеспечить качественное, всестороннее рассмотрение и исполнить все поручения президента, данные в послании», – отметил депутат мажилиса парламента РК, член комитета по вопросам экологии и природопользованию Мансурхан Махамбетов.

По словам вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжана Примкулова, в новый кодекс заложены такие новшества, как стратегическая экологическая оценка, автоматизированная система мониторинга выбросов в окружающую среду, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) для сокращения вредных выбросов.

При этом камнем преткновения до сих пор остаются меры экономического стимулирования предприятий при внедрении НДТ.

«Ассоциации дают цифры, ничем не подтвержденные, говорят о каких-то триллионах тенге. При этом никаких расчетов, куда они собираются эти деньги тратить с учетом внедрения НДТ, конкретно предоставить не могут. Хотя мы предполагаем, что при внедрении НДТ и получении комплексного экологического разрешения предприятия будут освобождаться от платы за эмиссии в окружающую среду», – заявил Ахметжан Примкулов.

Спикер привел данные, согласно которым только в 2019 году предприятия выплатили порядка 90 млрд тенге за вредные выбросы в атмосферу. За 10 лет это порядка 900 млрд тенге. Ежегодно компании тратят порядка 100-140 млрд тенге на природоохранные мероприятия.

«Такие деньги предприятия будут экономить при внедрении НДТ. При этом мы считаем, что меры экономического стимулирования нужны, и министерство готово их обсуждать с экономическим блоком правительства», – подчеркнул Ахметжан Примкулов.

В свою очередь глава Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева убеждена, что экологические выплаты и штрафы от предприятий в каждом регионе должны тратиться исключительно на восстановление окружающей среды. Такая норма отражена в проекте Экокодекса.

«Некоторые регионы всего 3-5% от всех поступающих средств тратят. Некоторые тратят 30%, а некоторые в два раза больше, например Нур-Султан и Алматы. Когда мы рассказывали о новеллах кодекса, нам задавали вопросы: а как же мы будем содержать футбольную команду, а как же театр отремонтируем? У нас есть надежда, что в рамках нового кодекса каждый регион будет согласовывать с министерством и обсуждать с общественностью, чтобы перечень природоохранных мероприятий был всеохватывающий и давал возможность улучшать экологическую ситуацию», – высказала мнение Айгуль Соловьева.  

Экономика экологических реформ

В Казахстане разработан прокт нового Экологического кодекса. Как он повлияет на нефтегазовый сектор? Какие условия нужны для того, чтобы отрасль приняла активное участие в экологичсеких реформах?   Об этом - телепроект ECOJER.

24 Апрель 2020 22:25 712

Модернизация ТЭЦ: станет ли воздух чище?

Поможет ли модернизация ТЭЦ и котельных решить проблемы с загрязнением воздуха в городах Казахстана? На этот вопрос попытались ответить участники телепроекта ECOJER на канале ATAMEKEN BUSINESS.

15 Апрель 2020 21:32 731

По словам председателя Казахстанской электроэнергетической ассоциации Аскарбека Куанышбаева, энергосектор страны продолжает оставаться лидером по загрязнению окружающей среды. На его долю приходится порядка 82% от всех парниковых выбросов в атмосферу. Почти половина всех котельных в нашей стране построены более пятидесяти лет назад и в основном работают на угле, на устаревшем оборудовании.

«Сейчас стоит вопрос, нужно ли с экологической точки зрения реконструировать старые станции (в рамках проекта нового Экологического кодекса. – Прим. ред.). Или, наоборот, необходимо максимально продлить их парковый ресурс, а потом заменить на новые, более высокотехнологичные и экономичные. Этот вопрос мы сегодня активно обсуждаем», – отметил Аскарбек Куанышбаев. 

В свою очередь руководитель ТОО «Зеленый мост» Виталий Кузин отмечает, что далеко не все предприятия энергосектора готовы к модернизации. Проведенный опрос выявил три ключевые проблемы: отсутствие финансов, дефицит свободных площадок и эксплуатация старого оборудования.

«Нет денег – тут все понятно. Предприятия говорят: дайте нам повышение тарифов, и вам построят новую станцию. Что касается дефицита мест, то старые станции строились по типовым проектам и часто близость дымовой трубы не позволяет разместить оборудование по очистке оксидов серы или азота. Если же говорить о старом оборудовании, то действительно есть станции, которые экономически нецелесообразно модернизировать. Легче построить новую», – высказался Виталий Кузин.

Он тажке добавил, что, кроме ТЭЦ, основными источниками загрязнения воздуха остаются автотранспорт и частный сектор. Но определить степень влияния каждого источника помогут лишь грамотные расчеты.

«ТЭЦ в крупных городах сжигают по 2-3 млн тонн угля в год, это 1-2 железнодорожных состава в сутки. При этом предприятия зачастую размещаются на окраинах городов, что способствует условиям рассеивания и минимизации воздействия на окружающую среду. В то же время автотранспорт и частный сектор сжигает меньшее количество топлива, но при этом в значительной степени воздействует на здоровье населения. Есть сводные проекты нормативов предельно допустимых выбросов. В результате расчетов можно получить абсолютное значение по выбросам от этих источников и относительное,  в процентном соотношении. Пока не будут сделаны эти расчеты, споры, на тему «кто больше загрязняет» будут продолжаться», – считает руководитель ТОО «Зеленый мост» Виталий Кузин.

Проект ECOJER на телеканале ATAMEKEN BUSINESS раскрывает широкий спектр вопросов и проблем, связанных с экологией Казахстана. Гости программы – квалифицированные эксперты в различных отраслях экономики и общественной деятельности –  делятся профессиональным мнением о проводимых в стране экологических реформах, рассуждают о влиянии законодательных инициатив, направленных на сохранение окружающей среды и улучшение качества жизни населения.