В обсуждении приняли участие представители всех регионов, госорганов и субъектов бизнеса. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
Горячая дискуссия состоялась по вопросу отмены дифференциации тарифов на электрическую энергию по зонам суток. Свою позицию по применению дифференцированных тарифов по зонам суток выразил генеральный директор АО "Алматинский завод тяжелого машиностроения" Жетписбай Едигенов.
"Должно быть несколько вариантов для потребителей электроэнергии, поскольку это влияет на экономику производств, в частности, на нашу производственную деятельность. Отмена ночных тарифов повлияла на себестоимость продукции на порядка 10-12%", – рассказал Жетписбай Едигенов.
В свою очередь, заместитель генерального директора ТОО "Казахстанские коммунальные системы" Владимир Усенко отметил, что в настоящее время все энергопроизводящие организации продают электроэнергию по предельным тарифам, утвержденным на уровне себестоимости, с нулевой прибылью.
"В текущей структуре рынка мы не видим возможности для дифференциации", – добавил Владимир Усенко.
По мнению президента ассоциации "Прозрачный тариф" Петра Своика, тариф необходимо вернуть. Более того, снизить его для потребителей можно на 50%.
"Надо саму конструкцию энергорынка поменять, как предусмотрено в 50-м и 52-м шагах Плана нации. Надо предложить Министерству энергетики выполнить эти шаги. "Ночной" тариф можно сделать выгодным и электростанциям, и потребителям в размере половины стоимости от среднего", – сказал Петр Своик.
В свою очередь, заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Юлия Якупбаева напомнила, что целью введения дифференцированных тарифов по зонам суток было стимулирование сглаживания пиков потребления электрической энергии.
"Изначально разница между ночным, дневным и вечерним тарифами была значительной. При этом ряд предприятий перестроили свои бизнес-процессы для работы в ночное время. После отмены дифтарифов эти потребители начали нести значительные затраты. Сегодня ночной тариф отменили, однако право использовать его есть. А возможности – нет, потому что энергопроизводящие компании говорят, что не могут предоставить такую возможность бизнесу", – подчеркнула Юлия Якупбаева.
Дискуссия по этому вопросу будет продолжена после проведения соответствующих расчетов. Также был рассмотрен вопрос дифференциации по группам потребителей, при которой происходит перекрестное субсидирование юридическими лицами тарифов для населения. Генеральный директор ТОО "Батыс Энергоресурсы" Дина Галиметденова предложила рассмотреть возможность применения дифференцированных тарифов по группам потребителей на электрическую энергию по транспортировке электрической энергии.
Участники заседания совета подняли вопрос о необходимости сокращения разницы между дифференцированными тарифами для физических и юридических лиц. Так, член совета Андрей Витик отметил, что в Алматы имеется опыт применения единого тарифа на электрическую энергию для всех групп потребителей.
Кроме того, были подняты и частично обсуждены вопросы введения рынка мощности и электрической энергии, внедрения "зеленых" технологий (ВИЭ), введения единых тарифов на услуги СЕМ, обязательности реализации всей вырабатываемой энергии на централизованных торгах, которые предложено детально рассмотреть на следующем заседании совета.
Важность обсуждаемых на совете вопросов отметила депутат мажилиса Парламента РК Меруерт Казбекова.
"Все вопросы, связанные с тарифообразованием, в том числе дифференциация тарифов, развитие конкуренции на рынке электрической энергии, пересмотр тарифов требуют обязательного обсуждения всеми заинтересованными сторонами, а также широкой общественностью", – отметила депутат.
По итогам совета принято решение НПП РК совместно с бизнес-сообществом, КРЕМ МНЭ РК провести работу по:
1) проведению расчетов и анализа уровней тарифов:
– при переходе на механизм дифференциации тарифов на электрическую энергию по зонам суток;
– при дифференциации тарифов на передачу электрической энергии по группам потребителей;
2) определению прогнозных индексов тарифов на пятилетний период по сферам естественных монополий;
3) выработке совместных подходов к цифровизации и мониторингу инфраструктуры и деятельности СЕМ и СОЗР.