По словам мажилисмена Джамили Нурманбетовой, вынужденный переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса обнажил реальное положение дел и проблемы системы образования.
"Полагаем необходимым наладить продуктивное взаимодействие министерств, ответственных за обеспечение условий дистанционного обучения. А также провести анализ эффективности освоения средств, выделенных на оснащение школ компьютерами, подключение к Интернету и подготовку учителей. Кроме того, осуществлять на постоянной основе контроль за освоением средств из республиканского бюджета, выделенных для внедрения цифровых технологий; совместно с акиматами оперативно устранить проблемы дистанционного обучения в организациях среднего образования", – сказала она.
Также, по мнению депутата, необходимо ускорить создание единой образовательной онлайн-платформы и обеспечить качество ее функционирования и рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц за некачественную подготовку системы образования к началу 2020/21 учебного года в формате дистанционного обучения.
"Ранее во многих госпрограммах были предусмотрены мероприятия по созданию электронных образовательных ресурсов, подготовке педкадров к использованию информационно-коммуникативных технологий и обеспечению равного доступа к информационно-образовательным ресурсам. В целом на эти мероприятия за последние девять лет было выделено свыше 72 миллиардов тенге, из которых только 30 миллиардов тенге потрачено на внедрение системы электронного обучения е-learning, которую можно считать безрезультативной", – заявила она.
Как отметила Нурманбетова, начало 2020/21 учебного года показало, что фактически дистанционное обучение школьников было сорвано, несмотря на заверения первых руководителей министерств о полной готовности семи казахстанских интернет-платформ к дистанционному обучению и замене ими международных площадок.
"Образовательные платформы не соответствуют требованиям информационной безопасности, отсутствует качественный образовательный контент, учебный процесс сопровождается постоянными сбоями. Надо признать, что фактическая скорость Интернета и его наличие в отдаленных сельских и городских школах не только далеки от отчетных данных, но и недостаточны для дистанционного формата обучения. Зачастую в городах с высокой пропускной способностью Интернета не каждый ребенок имеет корпоративный аккаунт и персональный компьютер, что просто не позволяет ему получить доступ к успешному обучению", – пояснила мажилисмен.
По ее словам, до сих пор свыше 55 тыс. школьников проживают в 835 селах без Интернета и более 1 млн учащихся (а это 30%) не имеют компьютеров.
"Отдельно хочу отметить сложившуюся ситуацию в начальной школе, где учителя вынуждены вести двойную педагогическую нагрузку – проводить уроки дистанционно и в дежурном классе. Есть случаи, когда родители вынуждены оформлять отпуска без содержания и объяснять своим детям учебный материал, присланный учителем через WhatsApp. А какова атмосфера в тех семьях, где воспитываются трое и более школьников с одним компьютером? Или он вовсе отсутствует? Каково в итоге будет качество полученных знаний?" – возмутилась депутат.
При этом открытым остается вопрос и обратной связи между учеником и учителем, считает она.
"Кто может определить качество полученных учащимися знаний посредством WhatsApp, ТВ-уроков и действующих (а чаще не действующих!) цифровых образовательных платформ? Крайне актуальным стал вопрос подготовки учителей к дистанционному обучению. По факту учителя вынуждены самостоятельно организовывать техническое сопровождение своих уроков, создавать учебный контент и выполнять множество других несвойственных им функций", – резюмировала Нурманбетова.
Дана Карина
Подпишитесь на наш канал Telegram!