"Только за 2020 год было аудировано 25 субъектов квазигоссектора и 16 трлн тенге их активов. Установлено 60 системных проблем и недостатков, 41 млрд тенге финансовых нарушений, неэффективное управление активами – почти на 340 млрд тенге", – привела она цифры.
Так, пока процессы трансформации квазигоссектора в высокотехнологичные и эффективные институты не дали должного эффекта, считает Годунова.
"Трансформация затягивается, приватизация по итогам реализации комплексного плана обеспечена только на 62%. Доходы в Национальный фонд от приватизации квазигоссектора за 2017-2020 годы поступили в объеме 40 млрд тенге, или 7% от суммы реализации. Остальные средства пошли на погашение внутреннего и внешнего долга. По итогам 2020 года рост долговых обязательств к уровню 2019 года составил почти 15%", – продолжила она.
При этом есть факты, когда валютный заем привлекался дочерней компанией одной из самых крупных национальных компаний для выплаты дивидендов акционерам, заявила глава комитета.
А в целом объем выплачиваемых государству дивидендов не превышает 7% от полученного чистого дохода. Поручение президента – 100%!
Основными системными проблемами квазигосударственного сектора являются: нерегламентированная и непрозрачная дивидендная политика, осуществление значительной доли закупок без конкурса и часто у аффилированных компаний. В среднем 77%. Высокая сметная стоимость возводимых объектов, существенные недостатки в корпоративном управлении.
"В большинстве национальных компаний до 58% в административных расходах занимает зарплата, а выплата вознаграждений и бонусов членам советов директоров, по словам Годуновой, не зависит от выполнения KP. При этом систематическое бюджетное финансирование не мотивирует квазигосударственный сектор в повышении рациональности использования государственных ресурсов", – считает Годунова.
В подходах по управлению государственными активами, по ее мнению, назрела необходимость внести изменения. Усовершенствовать стратегическое планирование деятельности субъектов квазигоссектора с четким определением роли каждого в достижении общенациональных задач. Усилить контроль за долговой нагрузкой, четко регламентировать корпоративную и дивидендную политику.
Во многих компаниях такая работа уже ведется. Но что-то надо закрепить на законодательном уровне, резюмировала она.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!