Этот принцип предполагает разработку специальных справочников таких технологий с разбивкой по отраслям и направлениям, сообщает energyprom.kz.
В проекте новой редакции Экологического кодекса Казахстана предусмотрен переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ), а в 2019 году в Международном центре "зеленых" технологий и инвестиционных проектов уже сформировано Бюро НДТ, ответственное за разработку технического справочника таких технологий.
Согласно данным центра, в настоящий момент рассматривается обязательный переход на принципы НДТ 50 крупнейших предприятий Казахстана.
Несмотря на то, что новая редакция Экологического кодекса еще не принята, меры, предусмотренные в концепции кодекса и в его проекте, подразумевают постепенный перевод всех крупнейших предприятий первой категории на наилучшие доступные технологии через стимулирование за счет кратного повышения экологических выплат (в два, четыре и восемь раз). В результате нагрузка по экологическим выплатам существенно вырастет, вынуждая предприятия внедрять чистые технологии, чтобы получить освобождение от этих выплат на определенный срок.
Именно кратное увеличение экологических платежей должно стать основным стимулом внедрения новых технологий, так как доля экологических налоговых поступлений в структуре ВВП по итогам 2018 года, по данным ОЭСР, составляет всего 2%; при этом, согласно данным комитета статистики, общий объем затрат на охрану окружающей среды составляет всего 0,5% от ВВП Казахстана.
В части экологических выплат наблюдается также определенный дисбаланс между отраслями, выражающийся в кратно повышенном уровне ставок платы за выбросы при сжигании газа в факелах. Так, при выбросах одних и тех же загрязняющих веществ ставки платы при сжигании газа в факелах по сравнению с выбросами других источников в десятки и сотни раз выше. Диспропорция хорошо видна на примере сравнения выбросов и платежей нефтедобывающих регионов и регионов с наибольшими объемами выбросов.
В проекте редакции Экологического кодекса предлагается исключить такой дискриминационный подход и перейти к принципу "загрязнитель платит за фактически нанесенный ущерб окружающей среде".
В результате переход на новые принципы экологического законодательства позволит существенно изменить экологическую ситуацию в стране и снизить экологические риски, но переход на новые технологии потребует значительных инвестиций.
Существенной финансовой поддержкой может стать механизм "зеленых" финансов, предполагающих инвестиции именно в проекты, имеющие эффекты снижения воздействия на окружающую среду, а Международный центр развития "зеленых" технологий и инвестиций должен стать платформой по привлечению средств от национальных и международных финансовых организаций в проекты внедрения экологически чистых технологий.