Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) выступила с инициативой усиления антимонопольного контроля в фармацевтическом секторе стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом заявил министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Максим Ермолович в рамках анализа состояния рынка, проведённого комиссией. По его словам, фармацевтический сектор — один из наиболее зарегулированных секторов экономики, что требует точного и сбалансированного антимонопольного надзора, передает inbusiness.kz со ссылкой на Интерфакс.
"Фармацевтический сектор — один из самых "зарегулированных" секторов экономики на наднациональном и национальном уровнях в ЕАЭС, что формирует необходимость тонкого антимонопольного контроля на трансграничном и национальных рынках", — подчеркнул Ермолович.
Сообщается, что комиссией впервые было проведено комплексное исследование фармацевтического сектора ЕАЭС с точки зрения конкуренции. Среди основных проблем названы:
- различия в правоприменении общих норм ЕАЭС на уровне стран;
- неравномерность регистрации лекарственных препаратов по единым правилам;
- высокий и непрозрачный "порог входа" на рынок;
- сложности в определении взаимозаменяемости препаратов при госзакупках.
Эти факторы создают существенные барьеры как для бизнеса, так и для потребителей в разных странах союза, считает ЕЭК.
Ценовое регулирование в ЕАЭС остаётся прерогативой национальных органов, но именно различия в подходах стран создают значительные ценовые диспаритеты, особенно на популярные категории лекарств.
"Следует обратить внимание на различия в регулировании и, как следствие, возникающие ценовые диспаритеты на лекарства. Это вызов для конкуренции", — отметил министр.
Согласно данным исследования:
- цены на препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний в странах ЕАЭС различаются до 508%;
- препараты группы "кровь и кроветворение" — до 497%;
- антибиотики — до 275%.
"Причинами таких различий являются разные объекты государственного регулирования, методики расчета цен, перечни референтных стран, а также возможные недобросовестные стратегии рыночных игроков", - отмечает ЕЭК.
Для обеспечения равной доступности лекарств и устранения дисбаланса на фармрынке, ЕЭК предлагает:
- разработать модельный перечень лекарств для ценового регулирования;
- внедрить модельную методику расчета предельных цен производителя;
- начать подготовку Кодекса добросовестных практик фармацевтического сектора ЕАЭС, который станет инструментом мягкого регулирования и профилактики антиконкурентного поведения.
В целом, по итогам 2024 года, объем фармацевтического сектора в ЕАЭС составил 30,9 млрд долларов, из которых:
- 66% приходится на аптечный (розничный) сегмент;
- 34% — на государственные закупки.
Розничный фармсегмент составляет 3% от всех розничных продаж товаров в странах Союза, а закупки лекарств — 7% от объема всех госзакупок ЕАЭС.
В 2024 году объем производства лекарственных средств в странах ЕАЭС (в ценах производителя) составил 948 млрд российских рублей (примерно 10,2 млрд долларов), при этом темпы роста производства в рублевом выражении достигли 18%.
Читайте по теме:
В Минске стартовал Евразийский форум-2025