Антикоррупционная служба завершает расследование уголовного дела по фактам хищений при строительстве системы легкорельсового транспорта (ЛРТ) в столице Казахстана, сообщил руководитель второго следственного департамента агентства по противодействию коррупции Сергей Перов, передает Интерфакс.
По его словам, в ходе расследования дела следствием раскрыты миллиардные схемы хищений, в которые были вовлечены должностные лица акимата города Астаны, ТОО "Астана LRT" и директора частных компаний.
"Преступная схема организована заместителем акима Астаны Султанбековым К. и руководителем "Астана LRT" Ардан Т. при пособничестве иностранных и казахстанских компаний. Указанные должностные лица при участии руководителей управлений акимата Аманжулова Р., Нурпиисова Ж. утвердили затраты с завышением на 24 млрд тенге", – сказал Перов на брифинге в Нур-Султане.
По его словам, в эту сумму вошли расходы по разработке проектно-сметной документации, оказание консультационных услуг и технического надзора.
В свою очередь главы подрядных организаций заключили фиктивные договоры по завышенной цене с субподрядными компаниями и обналичивали средства через лжепредприятия. В результате государству причинен ущерб в размере более 5 млрд тенге.
"По делу привлекаются 5 бывших должностных лиц акимата из руководящего состава, 6 руководителей подрядных организаций. Из них пятеро подозреваемых содержатся под стражей, трое лиц объявлены в международный розыск с мерой пресечения "арест". В ходе следствия трое лиц обратились с явками с повинной, соответственно в отношении них арест не применялся", – пояснил Перов.
Он уточнил, что в международном розыске в настоящее время находится руководитель компании "Астана LRT" Ардан, заместитель акима столицы Султанбеков и руководитель одной из подрядных организаций.
Перов также подчеркнул, что об окончании расследования планируется объявить до конца декабря.
"Касательно заключительного этапа строительства по линии ЛРТ и размещению денежных средств в Банк Астаны ожидаются заключения Национального банка и строительной экспертизы", – добавил он.
Ранее сообщалось, что по делу о хищении средств при строительстве системы легкорельсового транспорта (ЛРТ) в столице Казахстана проходят шесть подозреваемых, четверо из них являются бывшими сотрудниками городского акимата. Также сообщалось о сумме ущерба в более 1 млрд тенге.
Идея строительства системы ЛРТ в столице Казахстана обсуждалась с 2000-х годов. Строительство первой ветки началось в 2011 году и первоначально должно было завершиться в 2013-м. Потом сроки завершения строительства неоднократно переносились.
Первоначально предполагалось, что проект строительства ЛРТ будет профинансирован за счет кредитных средств государственного Банка развития Китая. Заказчик проекта – ТОО "Астана LRT" – получило от китайского банка $344 млн, однако потом с выделением средств возникли сложности.
Впоследствии городские власти отказались от займа и утвердили новую схему финансирования, согласно которой "Астана LRT" разместит облигации на казахстанском внутреннем рынке. Объем облигационного займа составит $1,5 млрд, из этой суммы $344 млн планировалось направить на погашение китайского займа, остальные $1,2 млрд – на строительные работы.
Позже сообщалось, что Народный банк приобрел облигации "Астана LRT" на $400 млн под гарантию министерства финансов Казахстана. Ожидается также, что нацхолдинг "Байтерек" выкупит облигации на $100 млн.