Это в первую очередь направлено на развитие экономических отношений. Однако такая задумка, а именно государственная поддержка авиасообщений, еще в 2019 году показала не лучшие результаты. Экономисты утверждают, что дотации за дальние авиамаршруты, даже если это связано с улучшение инвестклимата — это деньги на ветер. Нужно ли Казахстану продолжать субсидировать полеты, либо надо искать другие способы привлечения инвесторов? Мнение экспертов узнал Atameken Business.
Еще летом 2019 года были запущены первые субсидированные авиарейсы из столицы Казахстана в Японию. Проект был инициирован руководством страны. Таким образом планировалось привлечь в республику потенциальных инвесторов и активизировать экономические связи в целом.
Однако задумка, на которую выделили полтора миллиарда бюджетных средств, изначально оказалась убыточной. Так, по данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, с 6 июля 2019 года по маршруту Нур-Султан –Токио-Нур-Султан было осуществлено 14 рейсов, которыми воспользовался 501 пассажир. Это значит, что лайнеры летали в страну Восходящего солнца заполненные в лучшем случае на четверть салона. Дальнейшему развитию помешал коронавирус. А экономисты считают, что такой подход к поискам инвесторов — это деньги на ветер.
"Они вообще могут пустыми летать если им будут оплачивать рейсы и бензин и все на свете будет государство. Только в Казахстане могут быть такие непонятные субсидии, которые просто развращают бизнес. Развращают сам принцип добросовестной конкуренции и честного извлечения прибыли", - говорит экономист Айдар Алибаев.
Но, не смотря на то, что показатели которые озвучило министерство индустрии и инфраструктурного развития по итогам первых полетов демонстрировали нерентабельность проекта, МИД это не напугало. В начале года министерство иностранных дел сообщило, что планирует возобновить субсидированные авиамаршруты в Японию.
"Министерство иностранных дел проводит через наше посольство переговоры по возобновлению либо открытию новых направлений. Естественно, мы заинтересованы в возобновлении таких популярных рейсов. Конкретику сейчас, к сожалению, не могу сказать, потому что переговоры с японской стороной идут", - отметил официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров.
В 2019 году в тендере на осуществление полетов в Японию победила авиакомпания "СКАТ" и она же и сейчас претендует на обслуживание субсидированных дальних авиарейсов. По мнению независимых экспертов, поиск инвесторов через дотации дальних маршрутов дело очень сомнительное. Так никто в мире, таким образом, не привлекает инвестиции страну, говорят экономисты.
"Мы запускаем авиарейсы чтобы японцы пришли в нашу авионику? Чтобы они вкладывались в наше что? Вот эта логика для меня не понятна. Я подозреваю что тут просто определенные лоббистские усилия", - считает Арман Бейсембаев.
Наша редакция обратилась в Комитет гражданской авиации с просьбой разъяснить причину предстоящего возобновления субсидированных авиарейсов из Астаны в Токио. Но в ведомстве ответили, что пока не знают, окончательных деталей проекта по государственной поддержке дальних авиалиний, приостановленного пандемией. Точно такой же ответ по телефону мы получили от представителей комитета по инвестициям при МИД страны. Поэтому, каков объем дотаций будет выделен на полеты в Японию в это раз и как скоро к нам прилетят долгожданные инвесторы – вопрос остается открытым.
Ранее сообщалось, что в 2022 году Казахстан открыл 10 новых авиамаршрутов в 7 стран. За счет этого число иностранных туристов выросло в три раза.