Отгрузка нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума в июне снизилась по сравнению с маем на 8%, до 4,272 млн тонн, следует из данных, опубликованных в корпоративном журнале "Панорама КТК", передает Интерфакс.
Тем временем по сравнению с июнем 2019 года отгрузка снизилась на 25%.
Из данных компании следует, что казахстанские грузоотправители снизили отгрузку нефти по КТК на 13,5%, с 4,13 млн тонн в мае до 3,58 млн тонн в июне. С месторождения Тенгиз в июне поступило 1,78 млн тонн (в мае – 2,24 млн тонн), с Кашаганского месторождения – 972,8 тыс. тонн (в мае – 1,04 млн тонн), с месторождения Карачаганак – 794,7 тыс. тонн (в мае – 849 тыс. тонн). Другие казахстанские производители в июне транспортировали по КТК 32,3 тыс. тонн (в мае не прокачивали).
C 2001 года по 30 июня 2020 года включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки было поставлено 677 036 589 тонн нефти нетто. Из них 590 524 736 тонн – из Казахстана и 86 511 853 тонны – из России. Общее количество обработанных танкеров за этот период составило 6374 судна.
Российские грузоотправители в июне увеличили прокачку нефти по КТК на треть, до 695,6 тыс. тонн.
По итогам января-июня по КТК было транспортировано 31,2 млн тонн нефти, что на 2% больше, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
КТК – основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Но у казахстанских производителей есть и альтернативные маршруты: транзитом через Россию по нефтепроводу Атырау – Самара, в Китай – по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу. Из-за падения цен на нефть транспортировка сырья по КТК стала для них менее выгодной. Так, "КазМунайГаз" сообщал, что в мае увеличит транспортировку нефти по магистральному трубопроводу Атырау – Самара. Финансовый директор компании Даурен Карабаев в мае пояснял, что в данный период система "Транснефти" (MOEX: TRNF) и "КазТрансОйла" (нефтепровод Атырау – Самара. – ИФ), где компания продает смесь Urals, стала немного более привлекательной, чем смесь CPC Blend, которая транспортируется по КТК. Разница в цене составляет около $4-5 за баррель.
Трубопровод КТК соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана и российские месторождения на шельфе Каспия с морским терминалом в Новороссийске. Его протяженность составляет 1511 км. В 2018 году компания закончила реализацию проекта расширения, которая позволила увеличить мощность трубопровода до 67 млн тонн нефти в год.
Акционеры КТК: Российская Федерация (в управлении "Транснефти" 24%, на балансе 7%) – 31%; Казахстан (представленный "КазМунайГазом" – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.