По данным отраслевых отчётов, на границах с Китаем и Узбекистаном происходит скопление вагонов. Китай в отдельные дни снижал приём поездов почти вдвое, а узбекские терминалы работают на пределе из-за переполненных элеваторов. На фоне рекордного урожая и активного спроса соседних стран железная дорога вынуждена вводить временные ограничения для удержания движения в штатном режиме. Что именно привело к очередям и как долго продлится эта ситуация, сообщает Atameken Business.
На границе с Узбекистаном застряли вагоны с казахстанским зерном, именно туда идёт почти половина всего нашего экспорта. Как объясняет оператор жд перевозок зерна, узбекские терминалы и элеваторы оказались переполнены. Вместо положенных 36 составов страна принимает лишь около 30 в сутки. Из-за такой нехватки мощностей Казахстан вынужден временно ограничивать отправки, чтобы не перегружать собственную железную дорогу. Эксперты связывают затор с рекордным урожаем и резким ростом спроса на казахстанское зерно в Центральной Азии.
"Железная дорога вынуждена сейчас ограничивать прием перевозки грузов в результате несвоевременного приема. Железная дорога не может себе в убыток поставить составы в путь исследования, тем самым затруднив продвижение пассажирских поездов, литерных и так далее", - говорит вице-президент по коммерческой работе АО "Астык Транс" Жандос Куанышев.
Аналогичная ситуация и на китайской границе. Объёмы нашего экспорта оказались больше, чем китайская сторона способна оперативно обработать. Из-за замедленного приёма составов грузы дольше проходят контрольные процедуры, и это создаёт очереди на ключевых переходах. Эксперты подчёркивают - пропускная способность китайской инфраструктуры сейчас не соответствует возросшему спросу. Поэтому казахстанской железной дороге и приходится сдерживать отправки, чтобы избежать ещё большего затора.
"В частности, мы знаем, что на китайской стороне не хватает перегрузочных мощностей для крытых вагонов. Плюс ведутся пробоотборы каждого контейнера. Нет специализированных лабораторий для того, чтобы производить анализы нашей продукции на границе. Они везутся в Урумчи с пограничных станций "Алтынколь" и "Хоргос" и "Достык - Алашанькоу", - продолжает Жандос Куанышев.
Железная дорога Казахстана взяла под особый контроль перевозку зерна с самого начала экспорта нового урожая и на данный момент ситуация стабилизирована. Кроме того, Правительство готовит меры по перераспределению потоков и расширению рынков сбыта, включая запуск транспортных субсидий для дальних направлений. Это и позволит разгрузить среднеазиатское и китайское направления. Ожидается, что часть потоков уйдёт на альтернативные маршруты, и накопившиеся составы постепенно пройдут границу.
Читайте по теме:
Эксперты назвали причины заторов на казахстанско-китайской границе