Электронная торговля товарами – это предпринимательская деятельность по реализации товаров физическим лицам, осуществляемая посредством информационных технологий через интернет- магазин либо интернет - площадку. При этом, оформление сделок по реализации товаров осуществляется в электронной форме; оплата за товары производится безналичным платежом; имеется собственная служба доставки товаров покупателю, либо есть договоры с лицами осуществляющие услуги по перевозке грузов, курьерскую или почтовую деятельность.
При этом, потребители часто сталкиваются с недобросовестными продавцами: по почте приходит абсолютно не тот товар, который был заказан потребителем, либо качество не соответствует тому, что было заявлено в рекламе либо на интернет-площадке.
Чем привлекают потенциальных жертв мошенники?
Прежде всего - необоснованно низкими ценами. При заказе товаров вас попросят внести предоплату, зачастую путем внесения денежных средств на некий виртуальный кошелек посредством терминала экспресс-оплаты. Далее магазин в течение нескольких дней будет придумывать отговорки и обещать вам скорую доставку товара, а потом бесследно исчезнет либо пришлет некачественный товар.
Если вы хотите купить товар по предоплате помните, что серьезные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или счет мобильного телефона. Поищите информацию о магазине в сети Интернет, посмотрите, как долго он находится на рынке. Если вы имеете дело с сайтом крупной или известной вам компании, убедитесь в правильности написания адреса ресурса в адресной строке вашего браузера. При необходимости потребуйте от администраторов магазина предоставить вам информацию о юридическом лице, проверьте ее, используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юридических лиц. Убедитесь в том, что вы знаете адрес, по которому вы сможете направить претензию в случае, если вы будете недовольны покупкой.
Посмотрите среднюю стоимость аналогичных товаров. Чересчур низкая стоимость должна вызвать у вас подозрение. Если продавец требует перечислить ему полную или частичную предоплату за приобретаемый товар на электронный счет, подумайте, насколько вы готовы доверять незнакомому человеку. Помните, что, перечисляя деньги незнакомым лицам посредством анонимных платежных систем, вы не имеете гарантий их возврата в случае, если сделка не состоится.
Согласно норме статьи 42-4 Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей" (далее – Закон), потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара в добровольном порядке.
Претензия потребителя к продавцу вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, либо по адресу электронной почты продавца, если такой адрес ранее был указан продавцом (изготовителем, исполнителем).
Получив правовую информацию, потребитель задается вопросом: "куда отправить претензию?" Выясняется, что потребитель оплатил покупку, не владея информацией об обратном адресе, реквизитах юридического лица. Встречаются случаи, когда номер телефона продавца перестает "быть доступным". Так, потребитель рискует стать жертвой мошеннических действий недобросовестных продавцов.
Статья 26 Закона предусматривает обязанность продавца довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), местонахождение (юридический адрес), свои контактные данные (адрес и номер телефона) и режим работы на казахском и русском языках, разместив указанную информацию в месте реализации товара. Данные требования распространяются на продавцов в электронной коммерции.
Следует отметить, что потребитель добровольно выбирает товар и производит покупку, поэтому ответственность по выяснению реквизитов и контактных данных продавца ложится на самого потребителя. Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей не проводит розыскные мероприятия недобросовестных участников электронной торговли.
При этом, обращения по фактам мошенничества и обмана потребителей рассматриваются органами внутренних дел.