Если ваша собака похожа на вас, причину знают психологи

397

Некоторые эксперты говорят, что существуют психологические причины, по которым люди могут выбирать собак, похожих на них самих.

Если ваша собака похожа на вас, причину знают психологи Фото: Gaspar Zaldo/Pexels

Поклонники Диснея, вероятно, помнят сцену из фильма 1961 года “101 далматинец”, в котором далматинец Понго сидит у окна, наблюдая за другими собаками и их хозяевами, прогуливающимися снаружи. Каждая собака, которая проходит мимо, удивительно похожа на своего хозяина. В ходе исследований также были обнаружены собаки, похожие на своих хозяев-людей, передает inbusiness.kz со ссылкой на CNN.

В одном исследовании, опубликованном в 2015 году, женщины с длинными волосами, как правило, предпочитали собак с такими же длинными ушами, а женщины с короткими стрижками предпочитали собак с торчащими ушами. Эксперты говорят, что этот психологический феномен является результатом того, что мы, люди, предпочитаем домашних животных, людей или даже предметы, которые похожи на нас самих. В конце концов, мы ежедневно видим свое отражение в зеркале. Если мы выбираем собаку, похожую на то, что мы видим в себе, это может нас утешить. Черты лица собаки могут показаться знакомыми.

“Допустим, вы находитесь в приюте и рассматриваете множество различных потенциальных вариантов. Вам не обязательно тратить много времени, чтобы выяснить, какая собака вам нужна. Это скорее общее чувство, и когда у вас возникают эти общие чувства, вы должны понять, что ими движет. Одна из причин, по которой возникает ощущение, что что-то является желанным, заключается в том, что это что-то знакомо, - сказал Арт Маркман, специалист по когнитивным наукам и старший проректор по учебной работе Техасского университета в Остине.

Эта вспышка узнавания может быть связана с тем, что в детстве у вас была точно такая же собака. Другой вариант - она чем-то напоминает вам кого-то, с кем вы встречались раньше, например, вас самих. По словам Маркмана, такое чувство может повлиять на ваш выбор даже неосознанно.

В другом исследовании, опубликованном в 2004 году, незнакомые люди, которые смотрели на 45 собак и их владельцев, сфотографированных по отдельности, смогли сопоставить породистых собак с их хозяевами, основываясь только на изображениях.

“Наше исследование показало, что люди могли сопоставлять фотографии собак и их владельцев с большей вероятностью, чем просто случайно. Однако это срабатывало только в том случае, если собака была чистокровной. Мы считаем, что это вероятно, потому что чистокровные собаки предсказуемы как по внешности, так и по темпераменту. Это позволяет людям выбрать собаку, которая лучше всего подходит им по внешности, характеру и уровню активности”, - написал Майкл Рой, автор исследования и профессор психологии в колледже Элизабеттаун в Пенсильвании, в электронном письме.

“Сходство между собакой и владельцем может быть на физическом уровне – они выглядят одинаково – или на общем уровне – это похоже на тип человека, у которого была бы такая собака, - отметил он. - Например, вы могли бы подобрать кому-то, кто выглядит общительным и любит гулять, лабрадора, а не чихуахуа”.

Некоторые эксперты говорят, что это пример “эффекта простого воздействия”, психологического феномена, при котором люди предпочитают вещи, с которыми они сталкивались, и это может распространяться не только на домашних собак. Другой пример - люди, которым песня может понравиться больше, если они слушали подобную музыку раньше.

“Подумайте об этом так: когда вы идете на рок-концерт, где-то во время шоу группа играет песню, которая недавно звучала по радио, и толпа сходит с ума, - сказал Маркман. - Толпа сходит с ума не потому, что это объективно лучшая песня группы, а потому, что это самая известная песня группы”.

Другое исследование, опубликованное в 2014 году, показало, что наблюдатели смогли сопоставить владельцев автомобилей по виду спереди, потому что они были похожи друг на друга. Даже в случае с потребительскими товарами людей, как правило, привлекает что-то большее, когда они больше подвержены этому воздействию. 

“Чем больше мы что-то видим или слышим, тем больше это нам нравится. Это не обязательно объясняет, почему вам может понравиться конкретная собака, но может объяснить тенденции в области владения собаками. Если у большинства окружающих вас людей есть лабрадоры, ваша симпатия к ним может возрасти из-за частых встреч с ними, что увеличит ваши шансы завести такую же”, - написал Рой.

По мнению исследователей, этот феномен, по-видимому, проявляется только при выборе собаки в качестве личного компаньона, а не, например, для работы в полицейском управлении или на ферме. Возможно, это связано с тем, что при принятии решений, связанных с профессией, на процесс отбора тратится больше времени и исследований.

“Похоже, что в основе нашего мышления лежат две эти системы. Одна из этих систем - быстрая, своего рода интуитивная система принятия решений, а другая - более медленная, более взвешенная, - сказал Маркман. - Эти эффекты, как и эффект простого воздействия, как правило, влияют на решения, которые вы принимаете на основе этой более быстрой и интуитивно понятной системы”, - сказал он.

“Когда вы позволяете себе действовать медленнее, быть более взвешенным, действительно записывать сильные и слабые стороны принимаемого вами решения и в той мере, в какой вы пытаетесь полагаться на мнения других экспертов, на вас в меньшей степени влияют такие факторы, как эффект простого разоблачения.”

В некоторых случаях это интуитивное влечение к вещам, которые кажутся знакомыми или похожими на нас самих, – характеризуемое как “стремление к себе подобным” – может проявляться не только при выборе домашнего животного, но и человека-компаньона, говорит Клауз Яффе, ученый из Университета Симона Боливара в Венесуэле.

Он исследовал, как люди выбирают себе домашних собак, основываясь на явлении, известном как ассортативное спаривание, которое было экспериментально изучено среди различных видов и даже растений. Похоже, что принципы, управляющие этим феноменом, одни и те же, независимо от того, применяются ли они к человеческим отношениям или к отношениям между животными и человеком; сходство или фамильярность играют ключевую роль.

“Чтобы половые контакты были успешными, организмы должны выбрать партнера, который чем-то похож на них самих, - сказал Джефф. - Если осел попытается спариться с коровой, ничего не получится. Точно так же мы привлекаем партнеров, которые отражают некоторые из наших особенностей, и это происходит вне зависимости от расы, цвета кожи и сексуальной ориентации”, - сказал он.

Сходство между партнерами может быть не только внешним видом, но и знакомыми манерами, опытом, образованием, схожими вкусами в моде или даже повседневными привычками. По словам исследователей, независимо от сложности или типа отношений, теория все равно остается в силе.

“Отношения, которые мы обнаружили между собаками и владельцами, похожи на другие отношения. Лучшим показателем для длительных дружеских и романтических отношений является сходство, - сказал Рой. - Мы окружаем себя людьми, которые в чем-то похожи на нас”.

Поэтому, принимая решение о выборе домашнего животного, люди не должны беспокоиться или переживать по поводу того, какую роль может сыграть эффект простого воздействия или другие психологические явления, сказал Маркман. 

"Если ваше решение обусловлено отчасти тем, что питомец кажется вам знакомым, и это происходит потому, что он немного похож на вас, в этом нет ничего плохого, - сказал он. - Я не думаю, что люди должны испытывать смущение из-за того, что это каким-то образом повлияло на их решение. Если это заставит вас больше любить своего питомца, то и на здоровье”.

Читайте по теме:

Почему дорого лечить питомца, проблемы чипирования и в чем ответственность владельца

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться