Fitch подтвердило рейтинги Казахстана на уровне "BBB", прогноз "Стабильный"

684

Fitch подтвердило рейтинги Казахстана на уровне "BBB", прогноз "Стабильный"

Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") Казахстана в иностранной валюте на уровне "BBB" со "Стабильным" прогнозом.

РДЭ Казахстана, с одной стороны, отражают сильный государственный и внешний балансы, которые подкрепляются значительными государственными сбережениями и существенными чистыми иностранными активами государства, а, с другой стороны, принимают во внимание высокую зависимость от сырьевого сектора, слабые банковский сектор и индикаторы качества управления, а также более высокую инфляцию в сравнении с сопоставимыми эмитентами с рейтингом "BBB". Продолжается адаптация экономики к шоку по ценам на нефть в последние годы, чему способствуют более высокая гибкость обменного курса, реформы монетарной политики, продолжающаяся реструктуризация банковского сектора и фискальные стимулы.

Рост реального ВВП составил 4% в 2017 г., что в целом отражает растущие объемы добычи нефти в Казахстане после возобновления добычи на Кашаганском месторождении. Диверсификация экономики и развитие частного сектора остаются одними из приоритетных задач властей, однако Fitch рассматривает диверсификацию как дело среднесрочной перспективы. Тем временем, с учетом ожидаемого увеличения добычи в 2018-2022 гг., связанного с расширением на месторождениях Кашаган и Тенгиз, зависимость от сырьевого сектора останется неблагоприятным фактором для суверенной кредитоспособности Казахстана.

Ситуация в монетарной сфере и на валютном рынке продолжила нормализовываться в последние месяцы, о чем свидетельствуют сокращение инфляции (6,5% к аналогичному периоду предыдущего года на февраль 2018 г.), снижение долларизации депозитов (45,2% по состоянию на февраль 2018 г.) и повышение стабильности обменного курса. Это отражает постепенное укрепление монетарной политики, проводимой центральным банком страны, и одновременно благоприятную ситуацию в области цен на нефть и нефтедобычи. Каналы передачи монетарной политики по-прежнему ограниченны с учетом уровня долларизации и слабых балансов у банков, а приверженность режиму плавающего обменного курса и политике инфляционного таргетирования еще предстоит проверить на практике, если возобновится волатильность цен на нефть.

Государственные финансы остаются благоприятным рейтинговым фактором, несмотря на увеличение дефицита общегосударственного бюджета до 6,6% от ВВП в 2017 г., по оценкам Fitch, с учетом того, что стоимость рекапитализации Казкоммерцбанка ("ККБ") составила около 4% от ВВП. По прогнозам Fitch, дефицит бюджета в 2018 г. сократится до около 2,2% от ВВП (в целом на уровне медианы для рейтинговой категории "ВВВ") с учетом завершения программы стимулирования "Нурлы Жол" и сдерживания расходов в рамках нового бюджетного правила.

Суверенный баланс остается сильным при низком государственном долге (19,8% от ВВП на конец 2017 г. относительно медианы для рейтинговой категории "BBB" в 41%) и активах в Национальном фонде Республики Казахстан ("НФРК") в размере 36,9% от ВВП на конец 2017 г. После сокращения активов в течение трех лет подряд, Fitch ожидает, что увеличение цен на нефть и нефтедобычи в сочетании с сокращением трансфертов в бюджет по бюджетному правилу обусловит укрепление активов НФРК с 2018 г. В то же время существующая заморозка активов НФРК на сумму 22,6 млрд. долл. (эквивалент 14% от ВВП за 2017 г.) в результате судебного разбирательства между Казахстаном и бизнесменами из Молдовы по иску на общую сумму 500 млн. долл. обуславливает некоторую неопределенность относительно доступности этих активов для государства. Fitch рассматривает заморозку как временную и, как следствие, учитывает все активы НФРК при оценке суверенного баланса Казахстана. Кроме того, насколько понимает Fitch, правительство имеет возможность снять заморозку с активов, разместив 500 млн. долл. на счете эскроу. В случае свидетельств того, что заморозка будет продолжительной и/или будет распространена на дополнительные активы, мы можем исключить замороженные активы из наших расчетов показателей внешней платежеспособности и ликвидности Казахстана.

Показатели внешних финансов страны являются хорошими. Чистые суверенные иностранные активы были равны 47,3% от ВВП на конец 2017 г. (медиана для рейтинговой категории "BBB": 4,9%), отражая активы НФРК и значительные валютные резервы, покрывающие почти 15 месяцев платежей по счету текущих операций. Fitch ожидает сокращения дефицита счета текущих операций до менее 3% от ВВП с 2018 г. на фоне роста нефтяных цен и экспорта (2017 г.: 3%), что должно еще более укрепить внешние активы в рамках прогнозного горизонта. Чистый внешний долг, оцениваемый в 19% от ВВП на конец 2017 г., выше, чем у сопоставимых сран с рейтингами "BBB", но в значительной мере отражает долг, относящийся к прямым иностранным инвестициям в секторе ТЭК, по которому риск рефинансирования и риск невыплаты является, по мнению Fitch, более умеренным.

Банковский сектор остается  слабым и имеет Индикатор банковской системы по методологии Fitch "b". Проводится его реструктуризация: власти завершили слияние Народного Банка Казахстана с ККБ и предоставили пяти испытывавшим трудности банкам субординированный долг в размере 1,3% от ВВП в конце 2017 г. В результате показатель достаточности капитала в секторе улучшился до 21% на конец 2017 г. Показатель неработающих кредитов, по официальным данным составляющий 9,3% от валовых кредитов, остается заниженным, и ввиду этого потребности сектора в рекапитализации могут увеличиться в рамках прогнозного горизонта. В то же время Fitch считает их управляемыми с учетом умеренного размера банковского сектора (суммарные активы составляли менее 50% от ВВП на конец 2017 г.) и улучшения ситуации в плане банковского надзора.

Показатели развития человеческого потенциала и финансового развития в целом находятся на уровне медианы для рейтинговой категории "BBB", но индикаторы качества управления уже в течение продолжительного времени представляют собой неблагоприятный рейтинговый фактор, отчасти отражая концентрацию полномочий у президента. Несмотря на изменение конституции в начале 2017 г., касающееся передачи части президентских полномочий правительству и парламенту, Fitch не ожидает каких-либо существенных изменений политического риска и качества управления в рамках прогнозного горизонта.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться