Приняты меры по изъятию автобусов "до урегулирования вопросов погашения задолженности и дальнейшей эксплуатации автобусов для перевозки пассажиров г. Семея", передает корреспондент inbusiness.kz.
Сообщается, что в рамках комплексной программы по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы АО "Фонд развития промышленности" (созданный на базе АО "БРК-Лизинг". – Авт.)в 2018 году профинансировало лизинговую сделку "Обновление общественного транспорта г. Семея".
Сообщается, что перевозчику были переданы 170 автобусов для оказания услуг по перевозке пассажиров по социально значимым маршрутам. И в ходе реализации проекта АО "Фонд развития промышленности" оказывало поддержку перевозчику, перенеся срок оплаты лизинговых платежей, а также в связи с пандемией Covid-19 и ограничениями пассажирских перевозок одобрив реструктуризацию проекта.
"ТОО Semey Bus условия реструктуризации не были исполнены и допущено нарушение принятых на себя обязательств: с января 2020 года со стороны лизингополучателя образовалась задолженность (по состоянию на 15.04 т. г.: 451 календарный день просрочки в сумме 1,5 млрд тенге); с сентября 2020 года не застрахованы предметы лизинга и предметы залога; не предоставлена аудированная финансовая отчетность за 2019 год; не предоставлена переоценка предметов лизинга и предметов залога за 2020 год", – сообщили в акционерном обществе в ответ на запрос inbusiness.kz.
Также отмечается, что ТОО Semey Bus не устраняются технические дефекты автобусов, установленные в ходе выездного мониторинга.
"На сегодня из 170 автобусов на маршруты выходят всего 113, 40 автобусов нуждаются в текущем ремонте, 17 требуют ремонта, 10 из которых по причине дорожно-транспортных происшествий.
В целях минимизации финансовых потерь и предотвращения дальнейшего ухудшения технического состояния автобусного парка 15 апреля 2021 года объявлен экономический дефолт по лизинговой сделке "Обновление общественного транспорта г. Семея", – отметили в Фонде развития промышленности.
В настоящее время проводятся меры по изъятию автобусов до урегулирования вопросов погашения задолженности и дальнейшей эксплуатации автобусов.
Напомним, скандалы вокруг ТОО Semey Bus, созданного в 2018 году и на 49% принадлежащего государству, начали сотрясать с конца 2019 года. Работники массово жаловались на задержку, невыплату заработной платы, пенсионных и страховых отчислений. После выяснилось, что у компании есть задолженности по налогам. В этом году стало известно про долги по взятым в лизинг 170 автобусам.
Если до этого власти и компания "держались вместе", то с этого года встали по разные стороны "баррикады". На предприятии заявили, что власти не помогают частично государственной компании и тянут с выдачей субсидии, тем самым не исполняя договорные обязательства. Власти в свою очередь сообщили, что предприятие накопило долги из-за неэффективно проводимого менеджмента. Несколько дней назад акимат Семея заявил, что расторгает договор с перевозчиком, мотивируя это тем, что Фонд развития промышленности обьявил экономический дефолт компании и что вот-вот счета предприятия будут арестованы налоговыми органами. Было отмечено, что до проведения конкурсных процедур на маршруты будут выходить автобусы ТОО "Семавтопарк". Руководство ТОО Semey Bus назвало действия властей незаконными, "коррупционными", а привлечение другого перевозчика – лоббированием интересов последних со стороны чиновников, что к работе допущены неподготовленые автобусы, а работников якобы пытаются переманить в другой автопарк. Также, по их словам, согласно закону о лизинге автобусы подлежат изъятию только по решению суда, которого не было. При этом автобусы ТОО Semey Bus продолжают выходить на маршруты. В ТОО "Семавтопарк" сообщили, что готовы обслуживать маршруты и платить водителям до 350 тысяч тенге за график, кондукторам – до 180 тысяч тенге, также предусмотрят доплаты работающим на больших машинах.
Противостояние властей и предпринимателей, соучредителей предприятия, продолжается. Чем оно закончится, можно только догадываться. Между тем горожане отмечают один плюс в этой ситуации – автобусов на маршрутах стало больше.
Жанар Асылханова