Послание президента Касым–Жомарта Токаева "Казахстан в эпоху искусственного интеллекта" делает серьезную ставку на партнерство государства и частного сектора как на ключевой инструмент модернизации. О том, как выстроить это взаимодействие максимально эффективно, какие риски учесть и как обеспечить, чтобы ГЧП работало на благо всего общества, inbusiness.kz поговорил с профессором Даяшанкаром Маурьей, признанным международным экспертом в области реформ государственного управления и государственно–частного партнерства.
Получив PhD в США (Georgia State University) и в настоящее время работая доцентом в Высшей школе государственной политики, он имеет за плечами почти 15 лет опыта работы в ведущих университетах (включая National University of Singapore, International University of Japan), консалтинге и международных организациях. Профессор Маурья глубоко изучает практическую механику успешных преобразований в государственном секторе по всему миру.
– Уважаемый профессор Маурья, в своем послании президент Токаев сделал большой акцент на привлечении частного сектора к решению национальных задач: от управления специальными экономическими зонами до модернизации ЖКХ и строительства больниц. Как ведущий специалист по государственно–частному партнерству (ГЧП), как Вы оцениваете эту стратегию, инициированную Токаевым?
– И развивающиеся, и развитые страны широко используют подходы ГЧП для финансирования проектов в сфере ЖКХ, коммунальных услуг и здравоохранения. Такой стратегический фокус, обозначенный Президентом Токаевым, позволяет правительствам использовать технологии, мощности, ресурсы и скорость, которые частный сектор привносит в эти проекты. Частный сектор также выигрывает от участия в таких крупных проектах, тем самым наращивая свой потенциал для их реализации. Эти проекты требуют больших капиталовложений и поэтому считаются рискованными. ГЧП предоставляет возможность учиться друг у друга и объединять ресурсы, технологии и ноу–хау для достижения целей национального развития, четко сформулированных президентом Казахстана.
– Ваша научная работа посвящена управлению рисками в ГЧП, в частности, "оппортунизму партнеров". Какие, на Ваш взгляд, ключевые механизмы контроля и управления должно выстроить государство, чтобы партнерство с бизнесом в таких чувствительных сферах, как ЖКХ и здравоохранение, было эффективным и служило интересам граждан, как того требует президент Токаев?
– Чтобы гарантировать, что такие проекты служат общественным интересам, государственный сектор должен уделить внимание нескольким ключевым аспектам, многие из которых уже отражены в послании президента Казахстана. Прежде всего, необходима надежная институциональная и нормативно–правовая база, которая обеспечит реальные обязательства и заинтересует частный сектор. Важно также правильно выбрать подходящую модель ГЧП – будь то BOT (Строительство–Эксплуатация–Передача), BOOT (Строительство–Владение–Эксплуатация–Передача) или иная – соответствующую специфике проекта. Крайне желателен конкурентный и прозрачный процесс торгов с четко прописанными требованиями к характеристикам, качеству и стоимости работ.
Особое внимание следует уделить дизайну контракта, который должен предусматривать разумное распределение разнообразных рисков. Например, как показывают исследования в Казахстане, важно правильно распределить финансовые риски между государством и частником, чтобы все бремя не ложилось на бюджет. Кроме того, контракт должен содержать механизмы, стимулирующие партнера завершать проект в срок и минимизирующие возможности для злоупотреблений при пересмотре условий. Наконец, необходимы эффективные институты и процессы управления контрактами для постоянного мониторинга рисков и обеспечения качества на всех этапах реализации, что соответствует установке Касым–Жомарта Кемельевича на подотчетность и эффективность.
– Вы глубоко изучали реформу системы здравоохранения и социального медицинского страхования в Индии. Президент Токаев также поставил задачи по повышению финансовой устойчивости Фонда медстрахования и качества медуслуг. Какой мировой опыт, по–вашему, был бы наиболее полезен для Казахстана при решении этих задач, поставленных главой государства?
– Рост затрат и финансовая устойчивость программ медицинского страхования являются сложной задачей как для развитых, так и для развивающихся стран. Ключевым моментом является то, как дизайн программы социального медицинского страхования прививает сознательное отношение к затратам трем ключевым игрокам: Фонду страхования, бенефициарам и участвующим поставщикам медуслуг. По мере роста затрат потребуется несколько механизмов и корректировок в дизайне программы. Фонду социального страхования необходимо периодически пересматривать пакеты заболеваний, покрываемые страховкой, ставки взносов, критерии исключения и включения, чтобы обеспечить доступ к комплексной помощи и минимизировать неучастие в программе. В этом контексте поручение главы республики по улучшению работы ФСМС является абсолютно своевременным. В настоящее время значительное число самозанятых не участвует в программе. Также необходимо учитывать аспекты справедливости, на что обращает внимание Президент Токаев.
Для бенефициаров процесс сооплаты и первичного приема (gatekeeping) может быть разработан для минимизации морального риска и чрезмерного потребления медицинских услуг. В настоящее время в программе не предусмотрены сооплаты.
Для поставщиков ценообразование на пакеты заболеваний должно отражать фактические затраты, которые они несут, чтобы у них были достаточные стимулы для участия в программе, при этом должны быть созданы механизмы мониторинга для минимизации мошеннических практик со стороны поставщиков и избыточного предоставления услуг. Искусственный интеллект, о важности которого говорил г–н Токаев, может быть использован для мониторинга закупочных функций.
Текущий механизм распределения средств государственным больницам в рамках социального медицинского страхования, основанный на годовом прогнозе ожидаемой заболеваемости и затрат, приводит к нехватке средств к концу финансового года, ограничивая доступ бенефициаров.
Программа также должна усилить голос бенефициаров на протяжении всего процесса, чтобы их жалобы рассматривались эффективно и оперативно, что соответствует духу концепции "Слышащего государства", продвигаемой президентом страны.
– В послании четко прослеживается линия на укрепление исполнительной власти по формуле "Сильный Президент – Подотчетное Правительство". Насколько, по вашему опыту, важна сильная, централизованная политическая воля, которую демонстрирует президент Токаев, для успешной реализации сложных, многосторонних проектов, какими являются ГЧП в стратегических отраслялях?
– Сильная централизованная политическая воля, проявляемая руководством Казахстана, может устранить несогласованность и конфликты в существующих институциональных и нормативных механизмах ГЧП, тем самым создавая благоприятную регуляторную и институциональную среду. Это подтверждает эффективность выбранной Токаевым модели управления. Национальное подразделение по ГЧП может обеспечить соблюдение нормативных, экологических и финансовых требований для проектов ГЧП по всей стране. В то же время проекты ГЧП инициируются, разрабатываются и управляются на местном уровне; поэтому подразделения ГЧП на уровне акиматов нуждаются в большем усилении для обеспечения эффективного проектирования и реализации этих проектов, как того и требует Президент.
– Президент Токаев инициировал разработку новых кодексов, включая Цифровой и Строительный, для создания четких правил игры. Насколько важна такая прочная и предсказуемая законодательная база ("Закон и Порядок"), создаваемая по инициативе главы государства, для привлечения долгосрочных и ответственных частных партнеров?
– Надежная и предсказуемая правовая база, разъясняющая правила игры, критически важна для привлечения частных партнеров. Когда правила игры ясны, доверие к обязательствам возрастает, а риски для партнеров снижаются, что уменьшает их затраты и повышает эффективность проекта. Инициативы господина Токаева в этом направлении абсолютно своевременны и создают необходимый фундамент для успешного партнерства.
– Как специалист по реформам госуправления, как Вы оцениваете комплексный подход, предложенный в послании президента Токаева, где одновременно запускаются реформы в политике, экономике, цифровизации и социальной сфере? Является ли такая синергия залогом успеха?
– Ожидается, что одновременные реформы в нескольких секторах, наряду с реформами в политической системе, создадут синергию. Политические реформы – переход к однопалатной системе – ускорят законодательный процесс и повысят эффективность правительства, что важно для ускорения реформ, намеченных руководством страны в экономике, цифровизации и социальной сфере. Такой комплексный подход, инициированный президентом Казахстана, является признаком стратегического видения.
– Какой главный совет Вы могли бы дать Казахстану для построения эффективной и справедливой модели взаимодействия государства и частного сектора в русле задач, поставленных президентом?
– На мой взгляд, для построения такой модели ключевое значение имеют несколько взаимосвязанных шагов. Прежде всего, необходимо уменьшить несогласованность и противоречия в институциональных механизмах ГЧП как на национальном, так и на местном уровнях, обеспечив четкость и единство правовых и административных процессов. Во–вторых, критически важно сделать процесс торгов максимально прозрачным и конкурентным, чтобы минимизировать риски непотизма и кумовства. В–третьих, требуется грамотное распределение рисков в контрактах, чтобы все финансовое бремя не ложилось на государство. Не менее важно наращивать потенциал на уровне акиматов в разработке и управлении проектами ГЧП, ведь именно там происходит основная работа. И, наконец, все эти меры должны быть направлены на укрепление доверия с частным сектором через создание понятных и справедливых правил игры, как это и предусмотрено реформами президента.
– День Республики символизирует укрепление суверенитета и государственности. С Вашей точки зрения как эксперта по госуправлению, насколько важны эффективные и подотчетные государственные институты, которые сегодня строятся в Казахстане под руководством президента Токаева, для обеспечения долгосрочной стабильности и подлинного суверенитета нации?
– Нет сомнений в том, что эффективные и подотчетные государственные институты, строительству которых президент Токаев уделяет первостепенное внимание, критически важны для долгосрочной стабильности, развития и суверенитета. Сильное и справедливое государство – это основа суверенитета. Однако, как говорится, дьявол кроется в деталях. Другими словами, эффективность и подотчетность – это результаты дизайна и процесса, а не обязательно следствие намерений или целей. Именно поэтому так важна последовательная реализация реформ, инициированных президентом Токаевым.
– Заглядывая в будущее, какую роль, по–вашему, будет играть эффективное государственно–частное партнерство (ГЧП) в достижении долгосрочных национальных целей Казахстана – построении процветающей, справедливой и конкурентоспособной страны, как это обозначено президентом?
– Ожидается, что Казахстан значительно выиграет от ГЧП в нескольких секторах экономики, включая инфраструктуру, транспорт, водоснабжение, ЖКХ, здравоохранение и образование. Стратегия Президента Токаева по активному использованию этого инструмента абсолютно оправдана. Участвуя в ГЧП, государственный сектор может получить выгоду, используя ресурсы, потенциал и технологии частного сектора, при этом больше концентрируясь на стратегическом управлении экономикой, как это и предполагает намеченный курс господина Токаева. Государственный сектор также может многому научиться у частного сектора, тем самым наращивая свой собственный потенциал. Однако чрезмерная зависимость государственного сектора от долгосрочных решений в ключевых стратегических областях без обучения и наращивания собственного потенциала может привести к ослаблению государственных возможностей и утрате контроля над стратегически важными функциями.