К такому выводу пришли аналитики портала Finprom.kz. Они приводят данные из информационно-правовой системы "Адилет". И согласно этим данным, из 28 концепций, разработанных в Казахстане за два года, только 7 имеют формальную связь с достижением целей устойчивого развития ООН. А это является главной составляющей обновленной системы госпланирования. Корреспондент Atameken Business побеседовала с экспертами и узнала - чем это чревато и стоит ли казахстанцам беспокоиться.
Два года назад в казахстанскую систему госпланирования внедрили проект глобализации ООН "Цели устойчивого развития", коротко ЦУР. Для этого проекта до 2030 года были отобраны 17 целей, реализация которых может потенциально привести страну к устойчивому развитию всех основных сфер жизни. Проект призван служить неким ориентиром в реализации программ в нашей стране наряду со стратегией "Казахстан 2050". Согласно документу, каждая концепция в системе госпланирования должна учитывать достижение целей устойчивого развития. Однако, как следует из системы правовых актов "Адилет", из 28 концепций, разработанных за два года, только 7 имеют формальную связь с достижением этих целей. Некоторые эксперты и вовсе не питают иллюзий по поводу данного проекта.
"Возможно, что формально все эти программы будут подкорректированы со временем. Но достигнут ли эти заявленные 169 задач и 17 целей, будут ли они решены к 2030 году, у меня большие сомнения. Потому что внутри страны многие программы – их результативность подвергается сомнению. Многие на утрату ставятся, еще даже не являясь выполненными в достаточной степени", - отметил политолог Эдуард Полетаев.
Казахстан всегда поддерживал и поддерживает повестку ООН. Но, по словам аналитиков, до сих пор непонятны механизмы достижения целей и задач в рамках разработанных концепций. Что мешает правительству их выполнять? Некоторые эксперты размышляют – могла повлиять пандемия, а позже и геополитика. Другие же считают – мы замахнулись на обязательства международного уровня, не доведя до ума базовые сферы внутри страны.
"У нас министерство образования – вот оно было когда – систему образования замучили реформами. Практически при каждом министре писалась новая какая-то реформа. Министра убирали, приходил новый. Нет, к сожалению, преемственности в государственной политике. А госпрограммы у нас часто писались, даже нацпроекты, - ну не все интересы были государственные. Ну, то есть частные интересы были, были лоббисты", - сказал финансовый аналитик Расул Рысмамбетов.
В качестве примера, Расул Рысмамбетов приводит провальную госпрограмму "Питьевая вода". На нее выделялись огромные суммы. Но в итоге в ряде регионов воду провели в сельскую местность лишь на бумаге.
"В результате этой программы часть денег ушла налево. Расследования еще не было. Я точно говорю – можно это все проверить. Допустим, в итоге, когда приезжала комиссия, в крайнем доме аула ставили бочку, которая подключалась, якобы был водопровод. На самом деле его не было. Вода шла из той цистерны. Но комиссия уезжала до того, как в цистерне заканчивалась вода. Такое было, и такое есть сейчас во многих регионах",- говорит Расул Рысмамбетов.
Красивая статистика, идущая в разрез с реальностью – еще один фактор, мешающий выполнению целей и задач ООН, считают эксперты. Тем не менее президент Казахстана не раз подчёркивал, что курс на их достижение является одним из ключевых приоритетов нашей страны. Эксперты надеются, что после обновления политических институтов, которое сейчас происходит, что-то все-таки изменится.