"Мы учли мнение и положение водителей, и приняли решение отсрочить задействование приказа на год. Через год будут сезонные ограничения, чтобы сохранить растущий приток туристов, или другого типа, по которым будут проведены консультации с водителями", - заявил министр финансов Грузии Иване Мачавариани журналистам в четверг, передает "Интерфакс".
Свое заявление глава Минфина сделал после встречи с водителями, которые устроили акцию протеста и блокировали терминалы экономической зоны обслуживания в окрестностях грузинской столицы "ЭЗО Тбилиси".
Опубликованный в середине августа приказ предполагал, что с 15 сентября 2018 года ввоз на территорию Грузию и вывоз из страны пшеницы или пшено-ржаной муки можно было бы осуществлять только железнодорожным или морским транспортом. Транспортировка же автотранспортом могла допускаться лишь в отдельных случаях при согласии службы доходов Минфина Грузии.
Это решение объяснялось тем, что транспортировка и транзит пшеницы создавали длинные очереди на таможенно-пропускных пунктах (ТПП), из-за чего затруднялось передвижение туристов. Как сообщалось, в Грузии в этом году был зафиксирован беспрецедентный наплыв туристов. Многие из них пересекали российско-грузинскую границу на легковых автомобилях через ТПП "Верхний Ларс", через который как раз осуществляются поставки пшеницы из России в Грузию и транзитом - в Армению. Это единственный сухопутный путь для импорта продукции из России. Железнодорожного сообщения между странами нет.
По оценке министерства, решение о запрете транспортировки автотранспортом не внесет диссонанс в экономику страны, и пшеница будет поступать в Грузию более цивилизованным и эффективным путем - с использованием морского транспорта и железной дороги.
Между тем, водители грузинских трейлеров, которые уже много лет работают именно на этом направлении, опасались, что потеряют работу. Недовольство вводимым ограничением выразили и бизнесмены, которые не исключают, что оно приведет к повышению цены на хлеб. Руководители 20 компаний, импортирующих пшеницу из России в Грузию, а также ряд индивидуальных предпринимателей подали административную жалобу в канцелярию правительства с требованием отменить приказ министра финансов. Кроме того, 300 водителей трейлеров в знак протеста в течение четырех дней блокировали "ЭЗО Тбилиси".
По информации Минфина, учитывая просьбу предпринимателей, занимающихся перевозкой пшеницы, и водителей, введение в действие данного решения сначала было отложено до 1 октября, затем до конца текущего года. Однако в связи с продолжившимися протестами Минфин еще раз пересмотрел сроки, и участники акции начали разблокировку терминалов.
По данным Национальной службы статистики, в 2017 году Грузия импортировала 514,139 тыс. тонн пшеницы. Поставки осуществлялись в основном из России, откуда было ввезено 512 тыс. 266,9 тонны пшеницы, или 99,6% всего объема импорта. Небольшими партиями пшеница поставлялась в республику из Казахстана, Италии, Австрии, с Украины, из Турции. В январе-июне 2018 года Грузия импортировала 271,9 тыс. тонн пшеницы, в том числе из России 245,1 тыс. тонн (84% всего импорта).
Грузия ежегодно потребляет 750-800 тыс. тонн пшеницы, обеспечивая потребности в ней за счет собственного производства только на 15-20%.