С начала текущего года Агентством по защите и развитию конкуренции вынесено 82 уведомления с требованием о снижении цен производителям и поставщикам сахара, яиц, соли, хлеба, муки, гречки и молочной продукции.
Назначено 23 расследования по установлению монопольно высоких цен и согласованных действий. Заключено 174 антимонопольных комплаенсов с ограничением цен на СЗПТ и торговых надбавок. По сравнению с предыдущими годами количество расследований и уведомлений на рынках АПК увеличилось.
В зоне особого внимания находится группа товарных рынков с высокой рыночной концентрацией в границах регионов. Это производство яиц, сахара, гречки, подсолнечного масло, соли и хлеба.
На рынке производства яиц, несмотря на сезонный рост стоимости, покрывающий убытки летнего периода, и увеличение расходов на электроэнергию, корма и упаковочный материал, наблюдается несоразмерное увеличение финансовых затрат и административных расходов. В связи с чем, в отношении 7 производителей яиц в г.Шымкент, Костанай, Тараз начаты расследования, 14 производителям вынесены уведомления о снижении цен. Из них 7 исполнены путем снижения цен от 6 до 10 %.
Ранее, в ноябре-декабре прошлого года антимонопольным органом в адрес птицефабрик и оптовых поставщиков было вынесено 32 уведомления, по результатам которого по данным статистики индекс цен показал снижение на 7%, с 104,4% в ноябре 2021 года до 97,3% в феврале т.г., по итогам добровольного исполнения уведомлений в течении 30 календарных дней.
На рынке производства сахара в условиях высокой импортной зависимости на 58% монополизацией оптовой реализации сахара в лице ТОО "КаисИнвест", предоставляющего сахарными заводам республики оборотные средства на покупку сырья, в том числе сырца из сахарного тростника.
Несоблюдение требования о биржевой реализации товара привело к применению непрозрачных схем реализации продукции ограниченному числу поставщиков, в связи с чем по материалам антимонопольного органа в отношении производителей сахара возбуждены административные дела.
В настоящее время, в отношении ТОО "Каис Инвест" также рассматриваются признаки установления монопольно высокой цены в связи с повышением надбавки при увеличении объемов реализации сахара.
На рассмотрении суда также находятся материалы дела в отношении единственного производителя соли, в действиях которого установлены признаки применения монопольно высокой цены.
Продолжаются расследования в отношении производителей мяса кур, торговых рынков и минеральных удобрений.
Необходимо отметить, что ценообразование на рынках АПК носит сезонный характер, когда потребление товаров, не относящихся к плодоовощной группе, снижается в летний период, а в зимний период снижается потребление плодоовощной продукции. В этой связи для достоверной оценки обоснованности поднятия цен необходимо учитывать весь период реализации продукции - сезонный и несезонный (убыточный). Установление монопольно высоких цен также требует изучения данных о статьях расходов и прибыли в динамике по месяцам. Это означает, что меры антимонопольного реагирования не применяются сразу же после увеличения цен.
Также исключается принятие мер на рынках АПК с низкой рыночной концентрацией – плодоовощная группа и т.д.
Отдельная работа проводится Правительством по удешевлению готовой продукции за счет бюджетных средств. Это товарные интервенции из стабилизационных фондов и льготное кредитование торговых сетей производителей на пополнение оборотных средств. На сегодня выделяемая на эти цели сумма составляет 100 млрд тенге.
Несмотря на резкий рост числа принятых мер антимонопольного реагирования на рынках АПК за последние три года, базовой причиной роста цен на сельхозпродукцию является не ценовые сговоры на рынках АПК, а низкий уровень предложения на внутреннем рынке, высокая доля импортозависимости, как от готовой продукции (по 9 из 19 социально-значимых продуктов в размере от 58 до 9%), так и от используемого сырья.
В этой связи основной упор в работе по стабилизации цен делается на повышении эффективности мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, увеличении их доступности для новых компаний, фермерских, крестьянских хозяйств, снижении объема экономически неэффективных субсидий на удешевление продукции, увеличении посевных площадей, производства и переработки товаров, где наблюдается высокая импортозависимость.
В этих целях ранее были приняты меры, в том числе антимонопольного реагирования, в отношении операторов государственной поддержки по снижению количественных требований к получателям субсидий, исключению ограничений для МСБ, новых субъектов рынка и необоснованной практики применения разных условий государственной поддержки.
В сфере АПК для снижения цен на продукты за два-три года выдано максимальное число антимонопольных уведомлений. При этом в 70% случаев бизнес добровольно их исполняет.