Они сутками ждут проведения досмотров контейнеров с товарами, прибывающими из-за рубежа. Ранее на таможне были задействованы инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), установленные на границе в пунктах пропуска, сообщает пресс-служба Нацпалаты.
ИДК "просвечивают" железнодорожные вагоны, контейнеры и автомобильный транспорт рентгеновскими лучами подобно тому, как это происходит в аэропортах с багажом пассажиров. К примеру, технически стационарный ИДК способен обрабатывать до двадцати грузовиков в час, т.е. около 500 контейнеров в сутки. Снимки, получаемые от ИДК, – это программные файлы из пункта пропуска, которые в режиме онлайн отправляются для проверки в Ситуационный центр Комитета государственных доходов, а также прилагаются к сопровождающим груз документам.
В случае непроведения сканирования груза посредством ИДК груз подлежит досмотру "вручную" с полной выгрузкой товаров из транспортного средства. Что отнимает много времени.
Казахстанские пункты пропуска полностью оснащены необходимым количеством ИДК, на приобретение и сервисное обслуживание которых государство затрачивает значительные суммы из госбюджета. К примеру, только в 2019 году парламент РК одобрил ратификацию рамочного соглашения между правительствами РК и КНР о предоставлении Казахстану двух миллиардов юаней льготного кредита (около 300 миллионов долларов по курсу 379 тенге за один доллар) сроком на 20 лет на реконструкцию девяти пунктов пропуска. В том числе планировалась замена ИДК в пункте пропуска "Достык", расположенном на границе с Китаем, где ИДК проработал без замены 16 лет, из-за чего сильно износился и в разы увеличилась стоимость его сервисного обслуживания.
Однако количество жалоб на то, что ИДК на границе не работают и почти все грузы по прибытии подвергаются полным таможенным досмотрам, продолжает расти.
При этом зачастую данные досмотры не приносят никакого результата для таможни – все данные о товарах, его количестве и характеристиках полностью совпадают с содержимым вскрытых контейнеров.
А бизнес несет большие потери – это дополнительные расходы на оплату хранения товаров на складах временного хранения (СВХ), где таможня потом производит досмотр, оплата разгрузочно-погрузочных работ и, наконец, время. На все эти процедуры уходит еще до семи дней, когда товары уже можно было бы реализовать.
Как следствие, дополнительные расходы ложатся непредвиденной наценкой на стоимость импортного товара, которую вынужден оплачивать в конечном результате обычный покупатель-потребитель.
Несмотря на сбои в работе ИДК и низкую результативность проводимых досмотров, комитет государственных доходов МФ РК (КГД), в ведении которого находятся таможенные посты и ИДК, предпочитает замалчивать такие проблемы. Даже информацию об использовании китайского займа КГД сегодня нигде не распространяет.
Например, исходя из материалов поступивших жалоб, Национальная палата дважды обращалась в КГД по одному и тому же вопросу: из-за неработающих ИДК в пунктах пропуска "Курык" в Мангистауской области (морской) и "Сарыагаш" в Туркестанской области (железнодорожный).
Представитель департамента таможенного администрирования НПП "Атамекен" Толеген Нурбаев так комментирует ситуацию:
"В своем первом ответе КГД убеждает, что ИДК в "Сарыагаше" работает в штатном режиме, а во втором ответе информирует, что обслуживающей компанией начаты профилактические работы по проведению технического обслуживания ИДК, которые продлятся до 4 августа. По ИДК в "Курыке" первый ответ гласил, что проводится ремонт в связи с выходом из строя ИДК по техническим неисправностям, который в скором времени будет завершен. Второй ответ был более точен: "В настоящее время система кондиционирования установлена, ведутся работы по восстановлению работоспособности ИДК, предварительный срок окончания работ 07.08.2020". Как утверждает КГД, в целях минимизации административных барьеров предусмотрена отмена таможенного досмотра контейнерных транзитных поездов, и в случаях импорта – осуществление досмотра на станции назначения. То есть для ускорения внешнеторгового товарооборота грузы на границе не проходят ИДК, а досматриваются непосредственно в конечных пунктах назначения. Вроде бы все хорошо, и данная мера должна действительно помочь восстановлению экономике страны. Однако реализация данной меры возможна лишь при отсутствии очередей на проведение досмотра таможенными органами назначения".
Между тем областные департаменты государственных доходов для проведения таможенных досмотров выделяют недостаточное количество инспекторов. Импортеры вынуждены вставать в очередь, чтобы пройти досмотр своих грузов. Так, в ДГД по Карагандинской области проведением досмотров занимается всего один специалист. Из-за этого предприниматели вынуждены ожидать своей очереди на досмотр два-три рабочих дня без учета выходных и праздничных дней. В среднем, сумма дополнительных расходов бизнеса по данной причине составляет около 200 тысяч тенге за один контейнер. Таможня их полностью досматривает и никаких нарушений не находит. При этом для бизнеса безвозвратно потеряны время и деньги.
Нацпалата считает, что таможенные органы РК обязаны:
- обеспечить бесперебойное сканирование грузов на границе посредством ИДК;
- в случае производства ремонта ИДК – принять срочные меры по завершению работ и информировать участников ВЭД о точных сроках запуска;
- не создавать очереди на досмотр товаров в таможнях назначения, выделить необходимое для их проведения количество досмотровых инспекторов.
Это позволит снизить финансовые расходы импортеров по хранению товаров на СВХ, разгрузке и погрузке транспортных средств, что в итоге скажется и на снижении розничных цен на товары первой необходимости для населения в период пандемии коронавируса.
КГД сообщает, что в адрес территориальных органов государственных доходов направлено соответствующее указание о необходимости исключения фактов волокиты и искусственного затягивания процесса таможенного досмотра, а также поручено проработать вопрос создания на базе таможенных постов и центров таможенного оформления централизованной системы автоматического распределения очереди по проведению таможенного досмотра. В случае если волокита на таможенных досмотрах все же будет продолжаться, НПП "Атамекен" просит предпринимателей обращаться с жалобами по телефону колл-центра 1432.