Как отмечается на сайте столичного акимата, прежде чем принимать решение по использованию автобусных линий, необходимо определиться со временем, которое называется “часом пик”.
Думан Искаков пояснил, что часы пик - понятие размытое, и загруженность на дорогах может затягиваться вплоть до 9 часов вечера.
Утренний час пик считается с 7:30 и может растянуться вплоть до 10:00, также есть межпиковое время, в обеденное время иногда тоже бывают загрузки с 13:00 до 14:00. Основной час пик в вечернее время, на отдельных участках может растянуться на 3-4 часа, он начинается примерно к 18:00 и может продолжаться до 21:00.
Думан Искаков
По проспектам Богенбай-батыра, Республики, по его словам, час пик практически постоянный, даже в выходные дни. Это связано с расположение там объектов притяжения, таких как: торговые центры, базары и пр. Только ночью трафик движения по этим улицам снижается, однако в течение дня наблюдаются пиковые нагрузки.
"Количество машин на освободившейся полосе BusLane, может, проедет и больше, но провозная способность количества людей сократится, так как в автобусе едут пассажиров в 10 раз больше", - считает Искаков.
Несмотря на то, что дороги в Нур-Султане широкие, заторы остаются ключевой проблемой на многих магистральных и второстепенных улицах не только в часы пик, но и в середине дня.
Если личному транспорту разрешить заезжать на автобусную полосу, это может привести к увеличению ДТП на дорогах, что еще больше усугубит ситуацию на дорогах, считает эксперт.
"Есть такие сложные моменты, во время переходного интервала, когда действие BusLane закончилось или началось, водителю нужно перестроиться, а в эти моменты начинаются одновременные перестроения транспорта: маневры, конфликтные ситуации и пересечение потоков. Все это создает аварийные ситуации и препятствия не только для автобусов, но и карет скорой помощи, пожарных машин, спецслужбам, что несет негативные последствия для города", - сказал Искаков.
Город стремительно растет, количество жителей увеличивается, вводятся новые жилые комплексы. Инфраструктура города не всегда поспевает за ростом столицы, столица испытывает дефицит автобусов, которые являются единственным видом общественного транспорта. И это не только в единицах транспорта, но и в кадрах. В настоящий момент городу не хватает 400 автобусов и более 700 водителей общественного транспорта.
Таким образом, в существующих реалиях, по мнению эксперта, инициатива разрешения использования автобусной полосы даже вне часов пик является крайне неприемлемой.
Не хватает водителей, не хватает автобусов и в условиях, когда мы еще разрешаем ездить личному транспорту по автобусной линии в какой-то период времени, у нас увеличиваются задержки и требуется больше автобусов, больше водителей, это дополнительная нагрузка на государственный фонд.
Думан Искаков
В акимате напомнили, что с 2015 года в столице проект специальной выделенной полосы Bus Lane внедрен на 26 участках улиц общей протяженностью 73,6 км. За счет этого сформирован транспортный каркас маршрутной сети беспрепятственного проезда, охват которого составляет 18% всей протяженности маршрутов. За счет внедрения Bus Lane, эффективность движения общественного транспорта по выделенной полосе достигает 25%, в том числе время в пути сократилось на 10 минут.
22 апреля 2021 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе совещания по вопросам социально-экономического развития Атырауской области обратил внимание на проблему транспортных потоков и их регулирования в городах Казахстана.
"Отдельным вопросом является грамотное выстраивание автомобильных потоков внутри городов. В этой связи поручаю правительству и акимам решить вопрос использования специально выделенных автобусных полос вне часов пик и в выходные дни. Подобная практика распространена в Москве, Стамбуле и Париже", - сказал Токаев.
В Алматы недавно в рамках исполнения этого поручения запущен пилот - по пр. Райымбека разрешили ездить на частном транспорте вне часов пик.