Китайские инвесторы увеличивают свое присутствие в Казахстане. Валовый приток прямых инвестиций из КНР в РК вырос в 7 раз за год, сообщает finprom.kz.
По данным специалистов, китайские инвесторы в 2016 году резко увеличили свое внимание к Казахстану. Валовый приток прямых инвестиций с КНР за январь-сентябрь 2016 года составил $623,9 млн. Это в 7 раз больше объема за аналогичный период предыдущего года. При этом в обратном направлении движение замедлилось, валовый отток инвестиций из Казахстана в Китай за год сократился на 3% и за январь-сентябрь 2016 года составил $41,1 млн.
Согласно отчету, валовый внешний долг РК перед Китаем сложился на уровне $12,3 млрд (на конец сентября 2016 года). Основная часть его приходится на небанковские финансовые организации и нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
В системе индустриального развития Казахстана (ГПИИР-2) Китай является одним из четырех главных стран-торговых партнеров РК. С конца 2015 года между РК и КНР было подписано 5 соглашений по созданию кластерных зон сотрудничества в сфере транспортной инфраструктуры, торговли, обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и прочих сферах.
Сообщается, что стороны намерены активно развивать роль кластерных парков в стимулировании инвестиций, концентрации производства, укреплять двустороннее сотрудничество в сфере обмена опытом по развитию и управлению кластерными парками. С целью привлечения инвестиций стороны намерены сделать акцент на продвижение строительства и ввод в эксплуатацию МЦПС "Хоргос". Товарооборот с Китаем составил 16% общего объема внешней торговли Казахстана в 2016 году. Оборот услуг - 33% объема. Однако темпы торговли РК с КНР замедляются. За 11 месяцев 2016 года объем товарооборота между странами составил всего $7,1 млрд. Это на 27% меньше размера торговли годом ранее. Оборот услуг, напротив, за год вырос на 21% и составил $1,1 млрд. Основную часть услуг составляют грузовые транспортные услуги - 84%.
По программе приграничного сотрудничества между правительствами РК и КНР планируется увеличить пропускную способность железнодорожных переходов Достык - Алашанькоу, Алтынколь – Хоргос, изучить возможности строительства железной дороги, соединяющей Алтайский и Таченский округа СУАР КНР с Восточно-Казахстанской областью РК (железная дорога Утубулак – Зимунай – Зайсан – Жангизтобе, Карамай – Чугучак (Тачэн) – Аягоз. По инициативе "Один пояс, один путь", предложенной Казахстану со стороны Китая, стороны намерены предпринимать действенные шаги по созданию терминальных мощностей в международной логистической зоне порта Ляньюнган, в строительстве Сухопутного терминала на станции Инчебурун и терминала в порту "Бандер-Аббас".