Иран и пролив Ормуз: угрозы, нефть и торговые риски для РК

241

Что ожидать казахстанской экономике.

Иран и пролив Ормуз: угрозы, нефть и торговые риски для РК Фото: Reuters

 На фоне обострения конфликта между Ираном и Израилем мир замер в ожидании: Тегеран грозит перекрыть Ормузский пролив — стратегический маршрут, через который проходит до 30% мировой нефти и газа. Рынки уже отреагировали на это скачком цен, а эксперты говорят о возможном глобальном кризисе. Казахстан, как страна-сосед и экспортер, внимательно следит за ситуацией и готовит альтернативные пути для поставок, передает Atameken Business.

Ситуация в Персидском заливе обостряется. Иранские власти заговорили о возможном перекрытии Ормузского пролива – одного из важнейших транспортных маршрутов для мировой энергетики. Через этот узкий морской проход проходит до 30% мировых поставок нефти и более трети всего объема сжиженного природного газа. На фоне растущего напряжения фьючерсы на нефть марки Brent подскочили до 78 долларов за баррель и выше. По словам экспертов, любая остановка движения танкеров через пролив может спровоцировать глобальный энергетический кризис.

"Окончательное решение еще не принято по закрытию этого пролива. Конечно, если оно будет принято, то, по идее, это должно спровоцировать рост котировок. Но мы видим, что на самом деле сегодня утром никакого роста не произошло. Котировки те же самые, которые были там в пятницу, на момент закрытия рынка. Видимо, не все так просто в этой ситуации, в ситуации конкретно конфликта США и Ирана, потому что нефть росла сначала на ожидании этого конфликта, затем после ударов американских", - сказал главный научный сотрудник ИФПР КН МНВО Вячеслав Додонов.

Однако многие аналитики считают угрозы Тегерана скорее политическим манёвром, чем реальным планом действий. Во-первых, Ормузский пролив не принадлежит Ирану всецело – его воды также контролируют Оман и Объединённые Арабские Эмираты. Любая попытка блокировки означала бы прямую конфронтацию с соседями и риски полномасштабного конфликта. Во-вторых, иранская экономика напрямую зависит от экспорта нефти, который как раз проходит через этот маршрут. Это подтверждает и реакция рынков, китайские частные НПЗ, к примеру, не спешат закупать иранскую нефть, несмотря на рост цен. По их данным, вероятность перекрытия пролива минимальна, а возможные перебои не оправдывают расходы на хранение и страхование. Эксперты подчеркивают, перекрытие пролива стало бы ударом и по самому Ирану.

"А минировать, как многие говорят, Ормузский пролив, это тоже технически сложно, потому что, опять-таки, любые корабли, которые начнут выходить из иранских портов в морские довоенные, будут под огнем. Это невозможно сделать физически, даже если захотеть.Это просто скелет в шкафу который достают всем, показывают, говорят смотрите, бойтесь все, и в итоге ничего не происходит. Поэтому на это не надо обращать внимание. И нефтяные котировки, которые сегодня пошли вниз, они до 80 дошли, сейчас 75 в моменте падают уже",- говорит эксперт нефтегазовой сферы Олжас Байдильдинов.

Для Казахстана рост цен на нефть – в целом положительный сигнал. Дорожающее сырьё усиливает доходы бюджета и Национального фонда, укрепляет тенге и создаёт запас прочности для экономики. Но важно помнить, Казахстан напрямую граничит с Ираном по Каспийскому морю. Любая эскалация в регионе несёт потенциальные риски и для нашей безопасности, и для транспортных маршрутов.

"Кратковременные всплески в виде роста цен на нефть, они, конечно, хорошо влияют, но нужно понимать, что наша нефть не идет по котировкам, которые мы видим, она идет по долгосрочным контрактам, по средневечным котировкам, и это очень ограниченный во времени эффект. Другой минус, более явный, это то, что в регионе будет нестабильность", - сказал  эксперт нефтегазовой сферы Олжас Байдильдинов.

Для Казахстана возможное перекрытие Ормузского пролива несёт большие риски, в особенности, для торговли. В зоне неопределенности оказывается международный коридор "Север — Юг", связывающий Евразию со странами Глобального Юга. Именно через иранские порты идут поставки в Индию, Пакистан и другие рынки Южной Азии. Любая блокировка маршрута фактически лишает Казахстан экспортного доступа к этим странам. Однако заместитель премьер-министра - министр национальной экономики Серик Жумангарин сегодня в кулуарах сената ответил на опасения. По его словам, прорабатываются альтернативные пути — через Грузию или китайские порты. Но это, в свою очередь, означает рост логистических издержек и сбои в поставках.

"У нас есть запасной вариант. Мы можем уходить через Грузию по ТМТМ. Мы можем уходить через китайский порт, китайские порты Ленинган. Это немножко усложняет логистику, но, если совсем это будет какие-то долгосрочные последствия иметь для нас, будем продумывать варианты, будем помогать бизнесменам и так далее. Пока рано об этом говорить. Я надеюсь, что все-таки здравомыслие в конечном итоге победит", - сказал заместитель премьер-министра - министр национальной экономики РК Серик Жумангарин.

Будет ли перекрыт Ормузский пролив – вопрос открытый. Но уже сейчас ситуация влияет на цены, маршруты и настроения на рынках. В условиях глобальной нестабильности для Казахстана важно одно – быть готовыми к любому сценарию. На этом у меня пока все, слово студии.

Читайте по теме:

Трамп призвал сдерживать рост цен на нефть

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться