Иран готов сотрудничать с Казахстаном в сфере совместного производства или импорта казахстанской железнодорожной продукции, сообщил в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" посол Ирана в Казахстане Моджтаба Дамирчилу.
"Иран в транспортной сфере особое внимание уделяет именно железнодорожным перевозкам. В течение последних двух лет были проведены переговоры с разными компаниями для обеспечения Ирана вагонами, локомотивами, рельсами. Поступали разные предложения из Европы, России, Индии. К сожалению, проекты, предложенные Казахстаном, учитывая финансовую сторону этих проектов, не были подходящими", - сказал Моджтаба Дамирчилу, отвечая на вопрос о возможности импорта Ираном вагонов и локомотивов казахстанского производства.
Вместе с тем, по его словам, Иран по-прежнему заинтересован в сотрудничестве с Казахстаном в этой сфере.
"Мы недавно подписали с Россией контракт о совместном производстве вагонов. Мы также заинтересованы сотрудничать с Казахстаном. Если условия финансирования Банка развития Казахстана будут привлекательными для иранской стороны, мы будем готовы сотрудничать", - подчеркнул дипломат, уточнив при этом, что речь идет и о совместном производстве, и об импорте казахстанской продукции.
Как сообщал экс-глава нацхолдинга "Байтерек" Куандык Бишимбаев в феврале 2016 года, Казахстан вел переговоры о возможности поставок в Иран локомотивов казахстанского производства. Банк развития Казахстана при этом участвовал в переговорах по экспортному финансированию.
В феврале этого года в ходе встречи президента "КТЖ" Каната Алпысбаева с заместителем министра дорог и городского строительства - генеральным директором железной дороги Ирана Сайедом Мохаммадзаде также обсуждался вопрос поставок пассажирских вагонов Тулпар-Тальго, магистральных электровозов, стрелочных переводов, рельсов иранской стороне.
В настоящее время в Казахстане действуют два завода по выпуску локомотивов.
Казахстанская железнодорожная компания "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и американский концерн General Electric (GE) в 2009 году ввели в эксплуатацию СП "Локомотив курастыру зауыты". СП выпускает грузовые односекционные магистральные тепловозы Evolution ТЭ33А по лицензии GE. Строительство завода обошлось примерно в $120 млн. Проектная мощность завода - 150 тепловозов в год. Впоследствии КТЖ выкупила долю GE в совместном предприятии. В июне 2013 года стало известно, что 50%-ную долю в СП приобрел российский "Трансмашхолдинг".
В декабре 2012 года в Казахстане был введен завод по выпуску электровозов ТОО "Электровоз курастыру зауыты". В этом предприятии КТЖ принадлежит 25% уставного капитала (владеет долей через свою "дочку" - АО "Ремлокомотив"), "Трансмашхолдингу" - 25% и его совладельцу - французскому концерну Alstom - 50%. Общий объем инвестиций в проект составил 50 млн евро. Проектная мощность завода - до 100 локомотивных секций в год.