Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – PISA – изучила, как мыслят 15-летние подростки, а именно – верят ли они в рост и развитие человеческого интеллекта.
В исследовании это определяется как прогрессивное мышление, которое означает веру в то, что способности и интеллект человека могут развиваться со временем, передает inbusiness.kz со ссылкой на Informburo. Это противоречит фиксированному мышлению или убеждению в том, что кто-то рождается с определённым уровнем способностей и интеллекта, который практически не изменяется на протяжении жизни. В исследовании отмечается, что человек с прогрессивным мышлением способен настроиться на успех, сообщает пресс-служба МОН РК.
Исследование, которое проводилось в 2018 году, показало, что 55% участников не согласились с тем, что интеллект нельзя изменить, а 45% согласились с этим утверждением.
"В странах Организации экономического сотрудничества и развития большинство обучающихся (63%) не согласились с этим утверждением. Результаты, схожие с казахстанскими, наблюдаются в Китае (56% не согласились), Беларуси (55%), в 26 странах и территориях-участницах PISA, в том числе в трёх странах ОЭСР (Греция, Мексика и Польша): большинство обучающихся проявили фиксированное мышление. Напротив, в Эстонии, Дании, Германии, Австрии, Ирландии, Исландии, Латвии, Литве и Великобритании по меньшей мере 70% обучающихся показали, что мыслят прогрессивно", – говорится в сообщении.
Наблюдаются также значимые различия в зависимости от контекстных факторов. В Казахстане в гендерном аспекте различий не обнаружено. Но в среднем в странах ОЭСР и еще 39 странах мальчики чаще, чем девочки, считают, что интеллект невозможно развить.
"Практически в каждой стране-участнице, включая Казахстан, подростки с низким социально-экономическим статусом с большей вероятностью считают, что их интеллект не может сильно измениться со временем, чем их сверстники с высоким таким статусом. Результаты показали, что ученики городских школ мыслят более прогрессивно, нежели учащиеся сельских школ. Разница между обучающимися в Казахстане составила 14%", – отмечают исследователи.
Как выяснилось, подростки с прогрессивным мышлением показывают более высокие результаты. В Казахстане такие дети показали результат в среднем на 29 баллов (в среднем в странах ОЭСР − 32) больше по читательской грамотности после учета социально-экономического статуса учащихся в сравнении с теми, кто не верит, что интеллект можно развить со временем.
"Эти результаты говорят о необходимости создания благоприятной среды и обеспечения поддержки учащихся, особенно тем группам, которые демонстрируют низкие показатели", – делают вывод исследователи.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – это тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Тест разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организации экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями при участии национальных центров.