Как будут развивать энергетическое машиностроение в Казахстане

775

Кто-то ввел правительство в заблуждение, заявили депутаты.

Как будут развивать энергетическое машиностроение в Казахстане Фото: freepik

Объем производства энергетического оборудования в Казахстане по итогам 2022 года составил 21 млрд тенге. По информации премьер-министра РК Алихана Смаилова, которая содержится в его официальном ответе на депутатский запрос мажилисменов от ДПТ "Ак Жол", Комплексный план развития машиностроительной отрасли на 2024-2028 год в РК предусматривает рост валовой добавленной стоимости в отрасли в 4,5 раза к уровню 2021 года. Правда, в ответе премьера нет данных, каким был уровень два года назад, передает inbusiness.kz.

Мажилисмены направили депутатский запрос премьер-министру в начале октября. В нем они еще раз поставили вопрос о необходимости организации отечественного энергетического машиностроения. Геополитическая ситуация не позволяет "традиционным производителям из Украины и России гарантировать своевременность поставок продукции, написали они. В Казахстане, по их данным, уже были случаи, когда из-за отсутствия оборудования происходили срывы подготовки ТЭЦ к отопительному сезону. В то же время средства по программе "Тариф в обмен на инвестиции", а речь, по информации депутатов, идет примерно о 500 млрд тенге, создают устойчивый спрос для создания новой отрасли машиностроения. Ранее, по словам депутатов, они уже писали об этом в правительство, но полученный ответ "не выдерживает никакой критики".

"Нам сообщили, что объем рынка машиностроения составляет 10 трлн тенге, из которых 1,5 трлн занимает отечественное производство. Но к машиностроению относятся разные отрасли – производство нефтегазового, горного, металлургического оборудования, локомотивов, вагонов, автомобилей, комбайнов. А про собственно энергетическое оборудование – в ответе правительства нет ни слова, - написали депутаты о своем возмущении Алихану Смаилову. - Правительство утверждает, что "сегодня энергетическое машиностроение в стране представлено в основном производством двигателей и турбин". Но почему-то самим отечественным машиностроителям ничего не известно о таком производстве. Серийного производства промышленных двигателей, турбин в Казахстане не существует, есть лишь мощности по их ремонту. Не знаем, кто предоставил недостоверную информацию премьеру. Скорее всего, профильное министерство".

По словам депутатов, ответ правительства заставил "усомниться в понимании вопроса и профессиональной компетентности тех, кто его готовил".

Судя по ответу Алихана Смаилова, в правительстве учли свою оплошность. Премьер-министр отметил, что "в настоящее время в отрасли энергетического машиностроения Казахстана производятся котлы, котельное оборудование, радиаторы, арматура, трубопроводы, пароохладители и другие виды продукции".

Для реализации же комплексного плана развития машиностроительной отрасли на 2024-2028 годы предусмотрен ряд мероприятий, включая сбор, систематизацию, анализ и актуализацию потребностей до 2028 года генерирующих и распределяющих предприятий энергетической отрасли по закупу востребованной продукции с публикацией данных на сайте АО KEGOK, АО "Самрук-Энерго". Также в Казахстане обещают приоритетное использование возможностей отечественных производителей энергетического машиностроения при модернизации, расширении действующих, а также строительстве новых энергообъектов, в том числе ВИЭ, в рамках реализации Концепции развития топливно-энергетического комплекса. Наконец, в рамках политики "Тариф в обмен на инвестиции" хотят внедрить обязательства для энергетических предприятий по использованию отечественной продукции при реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры.

"Кроме того, министерство промышленности и строительства совместно с предприятиями отрасли прорабатывает вопрос заключения соглашений о промышленной сборке, - перечислил премьер-министр. - Они будут предусматривать обязательства по инвестициям и локализации производств. Также в рамках проекта изменений в Кодекс "О недрах и недропользовании" разработаны поправки о внедрении обязательств недропользователей, квазигосударственного сектора, системообразующих предприятий и субъектов естественных монополий по заключению договоров, направленных на развитие промышленности (офтейк-контракты) и договоров контрактных закупок (офсеты)".

Эти договоры, по его словам, предусматривают приобретение исключительно отечественной продукции, в том числе предприятий машиностроительной отрасли.

Ранее мы сообщали, что машиностроительная отрасль в Казахстане испытывает дефицит финансирования.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться