Как Нацбанк РК усиливает борьбу с кибермошенничеством

565

Теперь в борьбе с аферами задействуют поведенческий анализ, базы сотовых операторов и искусственный интеллект. 

Как Нацбанк РК усиливает борьбу с кибермошенничеством Фото: pixabay.com

За 10 месяцев антифрод-центр помог предотвратить 60 тыс. атак и сохранить 2,5 млрд тенге. Об этом сообщили в Нацбанке во время презентации антифрод-центра, где также представили планы по развитию проекта, передает корреспондент inbusiness.kz.

“За этот год мы смогли заблокировать средства на сумму 2,5 млрд тенге. Мы внесли ряд нововведений, касательно упрощения либо обеспечения оперативного возврата денег пострадавшем. Ранее заблокированные средства не могли бы возвращаться обратно пострадавшему без решения суда. Сегодня мы максимально эту процедуру упрощаем. На основании подтвержденной информации по органам внутренних дел, санкций прокуратуры, эти деньги могут быть возвращены пострадавшим при выявлении факта мошенничества”, - сказал директор департамента платежных систем НБ РК Ерлан Ашыкбеков.

Национальный антифрод-центр начал работу 22 июля прошлого года на базе Нацбанка РК. Сегодня - это полноценная платформа обмена данными между всеми участниками финансовой и правоохранительной экосистемы. На текущий момент к системе подключено более 200 участников — среди них банки, микрофинансовые и платежные организации, операторы связи, а также органы уголовного преследования. Именно последние принимают решения о блокировке подозрительных транзакций и возврате средств пострадавшим. Участники обмениваются данными через специальную платформу, что позволяет быстрее реагировать на подозрительные операции.

“Эта оперативность обмена позволила нам достичь неплохих результатов. За 10 месяцев порядка 63 тыс. инцидентов мошенничества было заблокировано, выявлены, таким образом. На общую сумму 2,5 млрд тенге. Вместе с тем, важно понимать, что антифрод-центр - это, к сожалению, не волшебная палочка. Мы прекрасно понимаем и осознаем, что масштабы мошенничества - большие, они растут, мошенники становятся все более изощреннее, придумывают новые схемы. Постоянная работа по развитию - это неизбежность, с которой мы должны будем работать”, - добавил руководитель цифровой трансформации, советник председателя Нацбанка РК Бинур Жаленов.

По данным антифрод-центра, чаще всего, выявляются случаи телефонного мошенничества — они составляют 22% от всех зарегистрированных инцидентов. На втором месте — лжеинвестирование и операции с подставными банковскими картами (19%).

В Нацбанке также сообщили, что в 2025 году стартует пилотный проект по так называемому сессионному антифроду — технологии, которая анализирует поведение пользователей в банковских приложениях и позволяет выявлять подозрительную активность еще до совершения перевода. В перспективе планируется внедрить и более продвинутые решения — например, блокировку мошеннических операций на уровне межбанковских транзакций.

Среди других планов — упрощение процедуры возврата средств пострадавшим, ограничение доступа к финансовым услугам для тех, кто попал в базы антифрод-центра, а также подключение системы к борьбе с незаконным онлайн-гемблингом и наркоторговлей. Особое внимание в Нацбанке планируют уделить просвещению: без кибергигиены и базовой финансовой грамотности, подчеркивают в регуляторе, люди остаются уязвимыми для мошенников.

Читайте по теме:

В Казахстане упростят создание инвестфондов и разделят их по уровню риска

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться