В Казахстане с каждым годом возрастает дефицит квалифицированных кадров среднего звена, при этом трудоустройство выпускников колледжей составляет всего 65,8%, из них по полученной специальности – лишь 49,8%. Это свидетельствует о том, что либо выпускники колледжей не соответствуют потребностям работодателей, либо об отсутствии прогнозных потребностей рынка труда в разрезе конкретных специальностей. Об этом в запросе отметила Джамиля Нурманбетова, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
"Следует отметить, что государством ежегодно увеличивается финансирование ТиПО за счет роста объема государственного образовательного заказа, выделяются немалые средства на модернизацию мастерских и лабораторий современным оборудованием. Вместе с тем, на низком уровне остается заинтересованность работодателей в совместной подготовке специалистов ТиПО. Так, доля студентов, обучающихся по госзаказу, охваченных дуальным обучением, по республике составляет всего 18,6%", - отмечено в запросе.
По мнению депутата, ряд колледжей осуществляет подготовку кадров по маловостребованным специальностям. К примеру, трудоустройство по таким специальностям, как организация дорожного движения, эксплуатация устройств оперативной технологической связи железнодорожного транспорта составляет не более 17%.
"Совершенно очевидно, что будущее рынка труда Казахстана определяет молодежь. Нельзя забывать, что ежегодно более 300 тыс. молодых людей достигают трудоспособного возраста. Уже сегодня они составляют 60% занятых, а к 2030 году их доля превысит 80% всей рабочей силы Казахстана. Более того в структуре занятости 56,3% занятого населения охвачены низкопроизводительным трудом. В то же время по прогнозам экспертов ожидается, что 15,2% вакансий будет приходиться на неквалифицированных рабочих", - пояснила депутат.
Мажилисмены считают необходимым повысить качество подготовки кадров технического и профессионального образования и эффективности всей системы ТиПО. И предложили министерству просвещения поработать в пяти направлениях.
Трансформировать образовательные программы так, чтобы студенты приобретали навыки, необходимые работодателям, повысить качество подготовки педагогов колледжей и
Пересмотреть курсы повышения квалификации мастеров производственного обучения с учетом нужд предприятий реального сектора экономики.
Также проводить на постоянной основе раннюю профессиональную ориентацию среди школьников, выработав меры по повышению престижа рабочей профессии,
Привести в единообразие наименования профессий, предусмотренных "Атласом профессий", с классификатором специальностей и квалификаций технического и профессионального образования.
Кроме того, обеспечить масштабирование дуального обучения, внедрить повсеместное шефство предприятий над колледжами, а также всесторонне развивать целевую подготовку рабочих специалистов по заявкам предприятий.