Триста казахстанских компаний приняли участие в онлайн-анкетировании о трендах и трудностях, с которыми они стакиваются при привлечении стажеров, сообщает inbusiness.kz.
Кроме того, опрос прошли и более тысячи студентов, чтобы узнать, как они выбирают работодателя, где находят стажировки и какие компании больше всего интересны.
По данным экспертов, в этом году 81% опрошенных компаний реализуют программы стажировок для студентов и выпускников. 56% респондентов отметили, что динамика количества стажерских позиций по сравнению с 2022 годом увеличилась, а 69% опрошенных кандидатов планируют проходить стажировку уже в ближайшее время.
"Стажировки – это эффективный способ привлечения молодых и талантливых, который мы активно используем в компании. Мы напрямую сотрудничаем с самыми привлекательными вузами страны, приглашая студентов и выпускников. При этом большой процент из них позже выходит к нам на постоянную работу. Найм HiPo молодежи играет большую стратегическую роль в развитии практически любой компании", – рассказала гендиректор компании ANCOR Валерия Петрунина.
Выбор молодых
По данным исследования, стажеры останавливают свой выбор на следующих отраслях в порядке убывания: телекоммуникации и медиа, IT, автобизнес, консалтинг и нефть, газ и энергетика. На первом месте ТОП-5 критериев, которые лежат в основе выбора стажировки, стоит финансовая стабильность, далее – удобное расположение места работы. Репутация компании и сильное руководство расположились по значимости на следующей ступени и завершает этот список оплата дополнительного обучения. Что касается источника получения информации, то советы друзей и родственников играют роль в 31% случаев подбора стажировок, 25% опрошенных узнают информацию из вузовских центров карьеры, 23% респондентов - на страницах работных сайтов и 15% ищут инфо в соцсетях, мессенджерах.
Если нет опыта
Привлечение стажеров закрывает многие потребности компаний. Так, на производство привлекается 62% молодых специалистов, в маркетинг - 51%, в HR идут 44% опрошенных, а направление продаж набирает 43%, финансы - 38%, IT - 33%. Направление логистики и закупок привлекает 29% и 27% соответственно. В центры R&D готовы пойти 26% опрошенных, а административный блок выбирают 17% стажеров.
На что может рассчитывать стажер
Как показывает практика, многим компаниям необходима помощь в работе с молодыми сотрудниками без опыта работы.
"Речь идет о разработке специализированных программ адаптации, развитии в организации практики наставничества. Также большую роль играет повышение узнаваемости бренда работодателя среди студентов, что позволит компаниям эффективно привлекать и удерживать молодые таланты", – отмечает Валерия Петрунина.
В большинстве компаний продолжительность стажерских программ составляет три месяца - 77%, срок от 3–6 месяцев предлагают 69% респондентов, от полугода до года - 28%, и в 5% компаний стажировка может длиться до полутора лет. Главное, что стажировки оплачиваются. До 100 тыс. ежемесячно предлагают 53% компаний, 100–150 тыс. готовы платить 55% опрошенных компаний, еще 41% закладывает в бюджет 150–250 тыс., и 37% компаний предлагают своим стажерам оплату труда до 500 тыс. тенге.
Кроме того, компании предлагают еще ряд "плюшек": в 77% компаний – это гибкий график работы, возможность работать удаленно реализуют 56%, оплату дополнительного обучения осуществляют 35% респондентов, компенсацию мобильной связи предлагают 31% работодателей, а компенсацию расходов на питание или бесплатное питание - 23%, 22% заинтересованы в здоровом образе жизни своих сотрудников и предлагают пакет поддержки занятий спортом и досуга, дополнительные отпуска - 21%, а премиальная часть за выполнение показателей заложена в бюджете 19% респондентов. 17% полностью или частично компенсируют расходы на транспорт, 12% предлагают страхование жизни.
Какой он, идеальный стажер?
По мнению работодателей более всего ценятся специалисты, окончившие университет Нархоз, на втором месте - КазНИТУ им.Сатпаева, далее - КИМЭП, и замыкает четверку – Назарбаев Университет и КБТУ.
Самостоятельность в работе стажера является доминирующим фактором для 64% компаний, 55% отмечают преимуществом умение работать в команде, для 53% имеет значение у стажера интереса к саморазвитию, а 51% выделяет ответственный подход к работе. Для 46% важна ориентация на результат, а 42% отмечают навыки эффективных коммуникаций у стажеров. Такие факторы, как внимание к деталям и стремление доводить дело до конца отметили 35% и 21% респондентов соответственно.
На какую зарплату могут рассчитывать молодые казахстанцы без опыта работы.