Речь идёт о том, чтобы повсеместно выдерживать одинаковую скорость соединения — от маленького села до больших городов, передает inbusiness.kz со ссылкой на ranking.kz.
Так, для 3G это 1 Мбит/с, для 4G — 5 Мбит/с, а для фиксированного интернета — не менее 70% от скорости, заявленной в тарифе. Если где-то нормы ниже назначенного уровня, оператора связи штрафуют.
Впрочем, действенность таких мер со стороны правительства вызывает вопросы.
В тяжёлые для всех отраслей 2020 и 2021 годы телеком-сектор показал себя с лучшей стороны. Несмотря на отсутствие жёстких требований со стороны государства, скорость мобильного интернета за год выросла на 60%. По данным SpeedTest, в октябре прошлого года она составляла 19,28 Мбит в секунду, а сейчас увеличилась до 31,93 Мбит.
Прирост произошёл, несмотря на ограничительные меры из-за пандемии и резко возросшую нагрузку на сеть в тех местах, где ранее она была минимальной. Например, как мы уже сообщали, казахстанские школьники учились онлайн и провели на "удалёнке "11 месяцев — больше, чем в Европе и ЕАЭС. Стоит учесть, что это активная аудитория с огромным объёмом потребления интернет-трафика. Операторам связи пришлось выдерживать колоссальные нагрузки и в то же время увеличивать скорость интернета — это потребовало беспрецедентных объёмов инвестиций в технологии для улучшения качества услуг.
В "коронакризисном" 2020 году сумма инвестиций в основной капитал в сфере информации и связи достигла 140,9 млрд тг, увеличившись на 37,2% за год. Но регулирование оставалось рыночным, а государственное участие было направлено на поддержку бизнеса.
На фоне общего улучшения скорости интернета и серьёзных финансовых вливаний бизнеса в сектор, новые меры регулятора (МЦРИАП) по внедрению минимальных лимитов могут вместо улучшения негативно сказаться на ситуации в секторе.
Заметим: за десять месяцев текущего года операторы сотовой связи были оштрафованы почти на 100 млн тг.
Новые требования регулятора не всегда выполнимы технически. Чтобы хотя бы пытаться им соответствовать, операторам потребуется инвестировать в закупку оборудования около 160 млрд тг, сообщает Kursiv.kz. Эти деньги компании могут найти только за счёт повышения тарифов на услуги.
То есть сегодня операторы оказались перед непростой ситуацией: чтобы выдержать требования по обязательной минимальной скорости, им нужно дополнительно инвестировать в оборудование "про запас", которое будет простаивать 90% времени. Это неизбежно отразится на тарифообразовании.
Конечно, государство может взять под контроль регулирование тарифов, но это напрямую повлияет на инвестиционную привлекательность для зарубежных инвесторов, а операторы с государственным участием вместо того, чтобы приносить деньги в госбюджет, начнут из него финансироваться.
Заметим: выполнение требований регулятора нередко технически не зависит от операторов. В секторе всегда остаётся влияние множества факторов, на которые сложно, а то и вовсе невозможно повлиять. Разберёмся, о чём идет речь.
• Радиофобия. Выполнять требования к качеству сети операторам мешает проблема радиофобии — в Казахстане боязнь радиоволн начала принимать массовый характер. Например, из-за обращений в госорганы нескольких владельцев квартир в жилом комплексе, верящих в мифы об излучении или "чипировании", закон обязывает оператора провести дорогостоящий демонтаж оборудования. Впоследствии качество интернета и связи может снизиться не только в самом ЖК, но и в целом районе. Парадокс в том, что вскоре те же жители начинают жаловаться на "плохой интернет", после чего оператор связи получает штраф. Решением проблемы может стать регулирование случаев, из-за которых происходит демонтаж, но никак не давление штрафами на операторов, которые в принципе не могут повлиять на ситуацию, так как оспорить решение жильцов невозможно.
• Электричество. Базовые станции связи работают на электроэнергии — если где-то происходит обрыв кабеля, станция прекращает работу до восстановления питания. Стабильность электроснабжения напрямую от операторов связи не зависит, но за ухудшение качества сети оператор также получает штраф.
• Переток абонентов и погода. Абоненты постоянно перемещаются от станции к станции. Чем больше абонентов подключено к одной станции, тем большую она получает нагрузку. В 2020 году из-за ограничительных мер люди из центров городов, где операторы исторически строили сеть, вернулись в свои дома в спальных районах, пригороде или других населённых пунктах. Сеть в этих местах была не готова к такой нагрузке — качество связи стало ниже, но со временем операторы перевезли оборудование и решили проблему.
То же самое может произойти и сейчас — резкий и непрогнозируемый переток абонентов из одного места в другое может спровоцировать ухудшение связи. Чтобы избежать этого и сохранить минимальную скорость повсеместно, оператор должен закупить дополнительное оборудование, которое большую часть времени останется невостребованным. На качество сигнала в моменте также могут влиять погодные условия — например, дождь или снег.
Однако есть и иные методы улучшения качества связи, кроме не решающих проблему штрафных санкций.