/img/tv1.svg
RU KZ
Как улучшить экологию Алматы, решали экологи, геологи, активисты и представители госструктур

Как улучшить экологию Алматы, решали экологи, геологи, активисты и представители госструктур

Вопросы экологической обстановки в Алматы и меры по ее улучшению обсудили в ходе онлайн-конференции экологи, геологи, активисты и представители госструктур. На повестке дня: модернизации ТЭЦ, транспортные проблемы, переработка и сортировка отходов, а также состояние национальных парков и сохранение зеленого фонда города.

13 Август 2020 21:22 1176

Как улучшить экологию Алматы, решали экологи, геологи, активисты и представители госструктур

Определение проблем

Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев сообщил, что министерством во время карантина активно проводилась работа по определению источника загрязнения воздуха в Алматы. Как показали исследования, основная причина загрязнения – выбросы ТЭЦ, частных жилых домов прилегающих районов и большого количества автотранспорта.

«За последний год мы серьезно улучшили систему мониторинга за качеством воздуха в Алматы. Увеличили количество датчиков за мониторингом атмосферного воздуха с 16 до 26.  До конца года дополнительно введем 15. Важно обратить внимание на увеличение площадей зеленых насаждений в городе. Мы подготовили дорожную карту по улучшению экологической ситуации в Алматы», – сказал Магзум Мирзагалиев.

Председатель комитета экологического регулирования и контроля министерства экологии Зулфухар Жолдасов кратко проинформировал о текущей экологической ситуации в Алматы и рассказал о мерах по решению экологических проблем.

«Понятно, что проблема номер один в экологии Алматы – это атмосфера. Согласно экологическому мониторингу, Кокшетау, Уральск, Костанай, Петропавловск, Кызылорда, Талдыкорган относятся к относительно чистым городам. 10 городов, в том числе Алматы, характеризуются высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха», – отметил он.

По словам Зулфухара Жолдасова с 20 марта текущего года министерство вместе с общественностью производило экологический мониторинг. Замеры и пробы отбирались на 20 мониторинговых станциях в различных районах города, а также на границах санитарно защитной зоны ТЭЦ-2. Анализ показал, что по сравнению в мартом-апрелем прошлого года в аналогичный период 2020 года в нижней части города отмечалось превышение концентрации по взвешенным частицам. Вместе с тем в верхней части города зафиксировано снижение концентрации по газам, в частности диоксида серы и азота. По концентрации фенола наблюдается шестикратное снижение от значения прошлого периода. Это говорит об уменьшении выбросов в атмосферу.

«Мы попытались сегментировать город на участки и определить источники влияния на каждую часть города. Можно сказать, что вклад в загрязнение атмосферы вносят как ТЭЦ, так и автотранспорт, – сообщил он. – Алматы уже несколько лет входит в список самых загрязненных городов страны. Это обусловлено выбросом теплоисточников ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, частных жилых домов и загруженности автодорог транспортом. По расчетам 2019 года, в атмосферу поступило 144 тыс. тонн загрязняющих веществ. На долю теплоисточника приходится 34%, на автотранспорт – 52% и частный сектор – 14%. Расчет вели с учетом влияния ТЭЦ-3 и частного сектора Алматинской области. Если ранее рассматривались лишь городские источники загрязнения воздуха, то анализом установлен существенный вклад агломерации. Если Алматы обеспечен газом на 99%, то в пяти приграничных районах области газификация составила лишь 44%. Также учтено влияние ТЭЦ-3 в Илийском районе». 

«Казгидромет» провел анализ изменения скорости ветра, которая влияет на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферу. В 2019 году она снизилась до двух метров в секунду.  360 дней в Алматы из 365 наблюдается штиль. При этом для нормального воздухообмена скорость ветра должна составлять не менее двух-трех метров в секунду.  

Реконструкция ТЭЦ

В настоящее время АО «Самрук-Энерго» ведет разработки ТО «Проект модернизации алматинской ТЭЦ» по минимизации воздействия на окружающую среду. Одним из решений является реконструкция ТЭЦ-2 для сжигания природного газа на существующем котле, что позволит снизить выбросы ТЭЦ-2 на 83%. Такие преобладающие сейчас токсичные вещества, как диоксид серы, пыль, зала, вовсе исчезнут, сказал Зулфухар Жолдасов. Предварительная стоимость проекта – 98 млрд тенге.

«По расчетам, это может привести к увеличению тарифа на тепло и электроэнергию на 34%. Имеются проблемы в реализации из-за расположения котлов на уровне -12 метров. Решение – установка нового газового котла на существующем каркасе выше нулевой отметки. Другая альтернатива – реконструкция существующего котла, работающего на угле, с установкой современной очистки выбросов до европейского уровня, что позволит снизить выбросы с 37 тыс. тонн до 11 тыс. тонн в год, или на 71%. По диоксиду серы до 86%, по пыли до 80%. По расчетам, ожидается увеличение тарифов на 25%. Необходимо аналогичное решение по ТЭЦ-3. Ее выбросы равны 1/3 ТЭЦ-2 и влияют на воздушный бассейн города», – объяснил Зулфухар Жолдасов.

Он добавил, что общественный транспорт предлагается перевести на газ, запретить на законодательном уровне покупать общественный транспорт на дизельном топливе, усилить контроль за качеством топлива на АЗС на соответствие экологическим классам К-4, К-5; усилить контроль за техосмотром автотранспорта и предусмотреть ответственность центров технического осмотра. Акимату Алматы необходимо провести исследование ветрового движения, учитывая генеральный план застройки города и полученные результаты исследования.  Для поглощения газа и улучшения качества среды необходимо запретить вырубку деревьев, за исключением аварий и санитарных рубок, и усилить ответственность.

«Министерством совместно с акиматом разработан проект дорожной карты по комплексному решению экологических проблем Нур-Султана и Алматы, с включением соответствующих мер, которые находятся на утверждении в правительстве», – завершил спикер.   

Управляющий директор по производству и управлению активами АО «Самрук-Энерго» Серик  Тютебаев отметил, что перевод ТЭЦ-2 на газ планируется к 2024 году, а ТЭЦ-3 к 2024-2025 году.

«По алматинской ТЭЦ-2 стоит вопрос с уточнением финансирования. Вы знаете, что минфин ответил нам, что мы не попадаем под республиканское финансирование. Мы увидели путь финансирования проекта по рынку мощности и отрабатываем его с министерством энергетики», – сказал он.

Принимаемые меры

Заместитель акима Алматы Ерлан Кожагапанов рассказал о разработанном совместно с экспертами краткосрочном плане мероприятий по улучшению экологической обстановки города. Для проведения мониторинга воздуха было установлено 10 автоматизированных постов в разных точках города, запущенно информирование горожан о качестве воздуха на ЛЕД-экранах города. В планах у акимата запустить день без машин и еженедельно перекрывать проезжую часть в определенных зонах Алматы.

«Обустраиваем 28 км велодорожек и разрабатываем стратегию по развитию велоструктуры. Запускаем по периметру города экопосты. Дополнительно будем обустраивать 30 км выделенных полос. Переводим активно общественный транспорт на газ, закупаем дополнительно 130 экоавтобусов, начато строительство Большой Алматинской кольцевой дороги. Это сократит передвижение грузового транспорта по городу на 40-50 тыс. автомобилей в сутки», – отметил Ерлан Кожагапанов.

Экоактивист и соучредитель общественного фонда AirVision Алексей Ли в ходе онлайн-конференции поднял вопросы о качестве воздуха в городе и выдвинул конкретные предложения по его улучшению. Он предложил перейти от устаревшего индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) на широко используемый индекс качества воздуха (AQI). Отметил необходимость развития научных исследований в сфере изучения вредного воздействия летучих органических соединений на здоровье населения, а также внедрения в Казахстане инвентаризации загрязняющих веществ. Выработать запрет на сжигание твердого топлива в Алматы с 2023 года.

Сергей Куратов из экологического сообщества «Зеленое спасение» поднимал вопросы причин, а не источников загрязнения воздуха. По его мнению, нужно начинать с причин, а не только бороться с последствиями. Он также отметил вопрос о факторах, стабилизирующих ситуацию, один из них – особо охраняемые территории близ Алматы.

В ходе онлайн-конференции участниками также поднимались вопросы об открытии специальных пунктов приема отходов, застройки города, влияния завод на живущих около них жителей, плохо организованного ухода за зелеными насаждениями и др. В министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК обещали разобраться в каждым заявленным вопросом отдельно.

Мария Галушко

Алматинские экологи против передачи в аренду земель национальных парков

Они требуют ввести мораторий на аренду и строительство в заповедных зонах. 

19 Июнь 2020 15:47 1032

Экоактивисты и специалисты в области экотуризма не согласны с передачей земель национальных парков, в том числе Иле-Алатауского нацпарка, в долгосрочную аренду частным предпринимателям. В ходе онлайн-брифинга они потребовали объявить мораторий на аренду земель в заповедных зонах страны.

Специалисты считают, что из-за передачи земель в частные руки в национальных парках вырубаются деревья, строятся частные дома, происходит нехватка важных ресурсов. Такие действия несут большой урон для окружающей среды.

«В краткосрочном порядке считаем необходимым объявить мораторий на аренду земель, мораторий на любое строительство, кроме аварийного. Ликвидировать свалки, вернуть огромные территории брошенных земель в состав национального парка.  Временно ограничить доступ в ущелья, которые сильно подверглись разрушительному воздействию, в том числе из-за туристической деятельности. Ограничить кемпинг, чтобы восстановилась окружающая среда. И принять жесткие административные меры в отношении тех, кто оставляет мусор. Мы постоянно говорим о том, что необходимо поменять саму концепцию национального парка, разработать политику, изменить законодательство. Об этом пишут и наши американские коллеги. Это стратегические задачи», – сказал эксперт ПРООН «Оценка рекреационных возможностей природных территорий» Сергей Куратов.

По мнению независимого эксперта Елены Ерзакович, позиция группы «Сохраним Кок-Жайляу»: заложенная в основу американская модель развития экотуризма в Иле-Алатауском национальном парке должна быть полностью раскрыта. Эксперты хотят знать, как она функционирует и в каких объемах финансируется.

«Нужно смотреть, как эти модели ложатся на нашу юридическую базу и возможность людей платить за вход в национальный парк, – сказала независимый эксперт. – Пару дней назад вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Ерлан Нысанбаев сказал, что если инвестор, взявший в аренду земли Иле-Алатауского нацпарка, не будет соблюдать требования договора, то договор будет расторгнут. Мы считаем, что его надо расторгать сейчас, пока природные территории не нарушены настолько, что это будет невосполнимым ущербом. И дальше обсуждать, как нам развивать туристский национальный парк. На основании тех документов, которые разработал сам комитет, мы видим, что они не способны этого сделать».

Елена Ерзакович добавила, что план американской модели необходимо обсуждать экспертам из разных областей. Например, специалистами по флоре и фауне, чтобы они могли определить, какие ущелья наиболее подвержены антропогенному воздействию и куда ближайшие годы вообще нельзя допускать туристов.

«У нас есть требование по отмене тендера в Иле-Алатауском нацпарке, открытое письмо и предложение создать экспертный совет и провести глобальное обсуждение на уровне специалистов и заинтересованной общественности. В первую очередь должны быть пересмотрены правила осуществления туристской деятельности в нацпарках, пересмотрен регулятивный документ, который дает в своем описании требование ко всем арендаторам и к осуществлению деятельности на территории парка. Кроме этого, должны быть пересмотрены правила посещения национальных парков. Это те базовые документы, которые регулируют взаимодействие клиента и поставщика услуг. Также мы давно говорим про службу рейнджеров. Должна быть пересмотрена программа обучения сотрудников на работу с туристами. Должны быть рейнджеры, следящие за порядком и имеющие на это права. На территории парка не должно быть мусорных контейнеров и сбора мусора. Нам нужны строгие сертификационные программы по компаниям, готовым работать на территории нацпарка. И мы считаем, что нельзя сдавать в долгосрочную аренду земли нацпарка частным лицам. Есть другие форматы сотрудничества, и их надо обсуждать», – подытожила Елена Ерзакович.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» намерена построить на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко

Подпишитесь на наш канал Telegram!

В центре Усть-Каменогорска устроили автомобильную свалку

Экологи обнаружили стихийную свалку запчастей практически в центре Усть-Каменогорска.   

10 Апрель 2020 16:52 3923

Всего в пяти километрах от оживленной трассы находится больше тысячи тонн производственных отходов.

Новости

Сегодня
14:40

Бывшего главу Конгресс-холла в Нур-Султане подозревают в хищении 1,8 млрд тенге

Сегодня
14:30

В Шымкенте сотрудники банка сбывали фальшивые купюры номиналом 500 евро

Сегодня
14:15

Прибыль банковского сектора по итогам августа составила 512 млрд тенге

Сегодня
14:05

Гражданин Германии подозревается в организации незаконной игорной деятельности в пяти городах РК

Сегодня
13:55

В РК ликвидировано более 50 подпольных цехов по производству суррогатного алкоголя

Сегодня
13:45

За подозреваемыми в коррупции будут следить с помощью браслетов

Сегодня
13:35

Каких рекомендаций следует придерживаться в осенне-зимний период – иммунолог

Сегодня
13:25

В Казахстане установлено 60 преступных групп, занимающихся криминальным обналичиванием денег

Сегодня
13:10

За восемь месяцев в РК возбуждено 44 уголовных дела в отношении организаторов и членов ОПГ

Все новости