Как улучшить экологию Алматы, решали экологи, геологи, активисты и представители госструктур

4511

Вопросы экологической обстановки в Алматы и меры по ее улучшению обсудили в ходе онлайн-конференции экологи, геологи, активисты и представители госструктур. На повестке дня: модернизации ТЭЦ, транспортные проблемы, переработка и сортировка отходов, а также состояние национальных парков и сохранение зеленого фонда города.

Как улучшить экологию Алматы, решали экологи, геологи, активисты и представители госструктур

Определение проблем

Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев сообщил, что министерством во время карантина активно проводилась работа по определению источника загрязнения воздуха в Алматы. Как показали исследования, основная причина загрязнения – выбросы ТЭЦ, частных жилых домов прилегающих районов и большого количества автотранспорта.

"За последний год мы серьезно улучшили систему мониторинга за качеством воздуха в Алматы. Увеличили количество датчиков за мониторингом атмосферного воздуха с 16 до 26.  До конца года дополнительно введем 15. Важно обратить внимание на увеличение площадей зеленых насаждений в городе. Мы подготовили дорожную карту по улучшению экологической ситуации в Алматы", – сказал Магзум Мирзагалиев.

Председатель комитета экологического регулирования и контроля министерства экологии Зулфухар Жолдасов кратко проинформировал о текущей экологической ситуации в Алматы и рассказал о мерах по решению экологических проблем.

"Понятно, что проблема номер один в экологии Алматы – это атмосфера. Согласно экологическому мониторингу, Кокшетау, Уральск, Костанай, Петропавловск, Кызылорда, Талдыкорган относятся к относительно чистым городам. 10 городов, в том числе Алматы, характеризуются высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха", – отметил он.

По словам Зулфухара Жолдасова с 20 марта текущего года министерство вместе с общественностью производило экологический мониторинг. Замеры и пробы отбирались на 20 мониторинговых станциях в различных районах города, а также на границах санитарно защитной зоны ТЭЦ-2. Анализ показал, что по сравнению в мартом-апрелем прошлого года в аналогичный период 2020 года в нижней части города отмечалось превышение концентрации по взвешенным частицам. Вместе с тем в верхней части города зафиксировано снижение концентрации по газам, в частности диоксида серы и азота. По концентрации фенола наблюдается шестикратное снижение от значения прошлого периода. Это говорит об уменьшении выбросов в атмосферу.

"Мы попытались сегментировать город на участки и определить источники влияния на каждую часть города. Можно сказать, что вклад в загрязнение атмосферы вносят как ТЭЦ, так и автотранспорт, – сообщил он. – Алматы уже несколько лет входит в список самых загрязненных городов страны. Это обусловлено выбросом теплоисточников ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, частных жилых домов и загруженности автодорог транспортом. По расчетам 2019 года, в атмосферу поступило 144 тыс. тонн загрязняющих веществ. На долю теплоисточника приходится 34%, на автотранспорт – 52% и частный сектор – 14%. Расчет вели с учетом влияния ТЭЦ-3 и частного сектора Алматинской области. Если ранее рассматривались лишь городские источники загрязнения воздуха, то анализом установлен существенный вклад агломерации. Если Алматы обеспечен газом на 99%, то в пяти приграничных районах области газификация составила лишь 44%. Также учтено влияние ТЭЦ-3 в Илийском районе". 

"Казгидромет" провел анализ изменения скорости ветра, которая влияет на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферу. В 2019 году она снизилась до двух метров в секунду.  360 дней в Алматы из 365 наблюдается штиль. При этом для нормального воздухообмена скорость ветра должна составлять не менее двух-трех метров в секунду.  

Реконструкция ТЭЦ

В настоящее время АО "Самрук-Энерго" ведет разработки ТО "Проект модернизации алматинской ТЭЦ" по минимизации воздействия на окружающую среду. Одним из решений является реконструкция ТЭЦ-2 для сжигания природного газа на существующем котле, что позволит снизить выбросы ТЭЦ-2 на 83%. Такие преобладающие сейчас токсичные вещества, как диоксид серы, пыль, зала, вовсе исчезнут, сказал Зулфухар Жолдасов. Предварительная стоимость проекта – 98 млрд тенге.

"По расчетам, это может привести к увеличению тарифа на тепло и электроэнергию на 34%. Имеются проблемы в реализации из-за расположения котлов на уровне -12 метров. Решение – установка нового газового котла на существующем каркасе выше нулевой отметки. Другая альтернатива – реконструкция существующего котла, работающего на угле, с установкой современной очистки выбросов до европейского уровня, что позволит снизить выбросы с 37 тыс. тонн до 11 тыс. тонн в год, или на 71%. По диоксиду серы до 86%, по пыли до 80%. По расчетам, ожидается увеличение тарифов на 25%. Необходимо аналогичное решение по ТЭЦ-3. Ее выбросы равны 1/3 ТЭЦ-2 и влияют на воздушный бассейн города", – объяснил Зулфухар Жолдасов.

Он добавил, что общественный транспорт предлагается перевести на газ, запретить на законодательном уровне покупать общественный транспорт на дизельном топливе, усилить контроль за качеством топлива на АЗС на соответствие экологическим классам К-4, К-5; усилить контроль за техосмотром автотранспорта и предусмотреть ответственность центров технического осмотра. Акимату Алматы необходимо провести исследование ветрового движения, учитывая генеральный план застройки города и полученные результаты исследования.  Для поглощения газа и улучшения качества среды необходимо запретить вырубку деревьев, за исключением аварий и санитарных рубок, и усилить ответственность.

"Министерством совместно с акиматом разработан проект дорожной карты по комплексному решению экологических проблем Нур-Султана и Алматы, с включением соответствующих мер, которые находятся на утверждении в правительстве", – завершил спикер.   

Управляющий директор по производству и управлению активами АО "Самрук-Энерго" Серик  Тютебаев отметил, что перевод ТЭЦ-2 на газ планируется к 2024 году, а ТЭЦ-3 к 2024-2025 году.

"По алматинской ТЭЦ-2 стоит вопрос с уточнением финансирования. Вы знаете, что минфин ответил нам, что мы не попадаем под республиканское финансирование. Мы увидели путь финансирования проекта по рынку мощности и отрабатываем его с министерством энергетики", – сказал он.

Принимаемые меры

Заместитель акима Алматы Ерлан Кожагапанов рассказал о разработанном совместно с экспертами краткосрочном плане мероприятий по улучшению экологической обстановки города. Для проведения мониторинга воздуха было установлено 10 автоматизированных постов в разных точках города, запущенно информирование горожан о качестве воздуха на ЛЕД-экранах города. В планах у акимата запустить день без машин и еженедельно перекрывать проезжую часть в определенных зонах Алматы.

"Обустраиваем 28 км велодорожек и разрабатываем стратегию по развитию велоструктуры. Запускаем по периметру города экопосты. Дополнительно будем обустраивать 30 км выделенных полос. Переводим активно общественный транспорт на газ, закупаем дополнительно 130 экоавтобусов, начато строительство Большой Алматинской кольцевой дороги. Это сократит передвижение грузового транспорта по городу на 40-50 тыс. автомобилей в сутки", – отметил Ерлан Кожагапанов.

Экоактивист и соучредитель общественного фонда AirVision Алексей Ли в ходе онлайн-конференции поднял вопросы о качестве воздуха в городе и выдвинул конкретные предложения по его улучшению. Он предложил перейти от устаревшего индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) на широко используемый индекс качества воздуха (AQI). Отметил необходимость развития научных исследований в сфере изучения вредного воздействия летучих органических соединений на здоровье населения, а также внедрения в Казахстане инвентаризации загрязняющих веществ. Выработать запрет на сжигание твердого топлива в Алматы с 2023 года.

Сергей Куратов из экологического сообщества "Зеленое спасение" поднимал вопросы причин, а не источников загрязнения воздуха. По его мнению, нужно начинать с причин, а не только бороться с последствиями. Он также отметил вопрос о факторах, стабилизирующих ситуацию, один из них – особо охраняемые территории близ Алматы.

В ходе онлайн-конференции участниками также поднимались вопросы об открытии специальных пунктов приема отходов, застройки города, влияния завод на живущих около них жителей, плохо организованного ухода за зелеными насаждениями и др. В министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК обещали разобраться в каждым заявленным вопросом отдельно.

Мария Галушко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться