Открывая мероприятие, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Олжас Ордабаев отметил, что на сегодняшний день действуют, но уже требуют обновлений более 50 мер финансовой поддержки бизнеса государством – это субсидии, гранты и т.д.
"Мы запланировали оценку эффективности всех мер. В частности, сейчас планируется вносить изменения в программу "Дорожная карта бизнеса". Пришло время получить предложения от бизнеса. Мы видим, что не все меры поддержки приносят ожидаемый сухой остаток для экономики", – заявил Олжас Ордабаев. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
"Атамекен" запустил опрос с целью выяснить, какие меры поддержки сегодня недостаточно эффективны и что необходимо бизнесу. За четыре дня своим мнением поделились 660 бизнесменов.
Так, согласно анализу, наиболее высоким спросом пользуется поддержка в виде грантов, субсидирования ставок по кредитам и лизингу, субсидирования развития племенного животноводства. Наименее эффективными, по мнению бизнеса, являются такие инструменты, как возмещение затрат на повышение эффективности организации производства, возмещение части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности, возмещение затрат субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на развитие территориальных кластеров и другие.
Директор центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев считает, что денежно-кредитная политика не дает необходимого эффекта. К таким результатам эксперт пришел, анализируя результаты "Дорожной карты бизнеса-2020".
"Можно назвать "ДКБ" вспомогательной программой, когда мы мерами фискальной политики, то есть за счет налогов, трансфертов из национального фонда, просто субсидируем процентную ставку. Эти субсидии получают не предприниматели, а получают банки. По сути, ее можно смело назвать "субсидии банков", – отметил Рахим Ошакбаев.
Таким образом, по мнению эксперта, государство борется с неэффективной монетарной политикой, которая не дает низкую процентную ставку, но провоцирует девальвационные ожидания и за счет средств бюджета пытается помочь бизнесу.
По результатам анализа центра "Талап" охват программой "ДКБ-2020" достаточно низкий, всего 0,4 % от всех субъектов предпринимательства. Она помогла 13 тысячам из 1,5 млн субъектов бизнеса.
"Всё и вся субсидируется, это не есть нормальная ситуация. Ключевой вывод: "ДКБ" – это дисфункция текущей кредитно-денежной политики. И пока ни одного сигнала мы не слышим, чтоб ее исправлять… В "ДКБ-2020", которую мы успешно должны завершить в следующем году, четыре индикатора: доведение доли обрабатывающей промышленности не менее 12,5%, увеличение объемов выпуска МСБ и т.д. Есть определенный риск того, что три индикатора из четырех заявленных не будут достигнуты. Можно сделать вывод: что-то не так либо с самой программой, либо с индикаторами, либо с тем, как она реализуется, если она даже не может обеспечить исполнение по заявленным разработчиками программы индикаторам", – сказал Рахим Ошакбаев.
Поддержал спикера и депутат мажилиса Парламента РК Нуржан Альтаев. Он отметил, что ни один из индикаторов по развитию АПК не был достигнут, а сельское хозяйство не только не стало драйвером экономики, но и не поддерживает долю сельского хозяйства в ВВП на одном уровне.
Ключевой проблемой развития сектора Нуржан Альтаев обозначил насыщение бизнеса дешевыми кредитами.
"Министерству сельского хозяйства необходимо совместно с Нацбанком садиться и решать данную проблему. Также отмечу, что нацхолдинг "КазАгро" – это единое окно, через которое сегодня только фермеры могут получить средства, и это неправильно. С одной стороны, "вытаптываются" частные инициативы, и понятно, что "КазАгро" нужно переходить от прямой инвестиции сельского хозяйства к привлечению частного сектора, в том числе БВУ", – сказал депутат.
Нуржан Альтаев подчеркнул, что из-за постоянных изменений условий субсидирования бизнес не успевает за изменениями в программе. На этот же факт указал и эксперт Национального союза сельскохозяйственных кооперативов Мырзахмет Уксикбаев.
"Хорошая программа была в 2017 году, с посылом поддержать широкую массу предпринимателей. Тогда, чтобы получить кредит по требованию банков, частное подворье должно было стать индивидуальным предпринимателем. После этого под залог под 6% были выданы кредиты, а уже в 2018 году меры были отменены, и огромное число созданных хозяйств стали банкротами. Из 256 млрд тенге лишь 1% дошел до кооперативов. Как итог – изменены приоритеты развития, а кооперативы остались должны 36,6 млрд тенге", – подчеркнул Мырзахмет Уксикбаев.
По мнению выступающего, необходимо пересмотреть требования в рамках господдержки к малому бизнесу, так как сегодня применяется метод "указания сверху", тогда как бизнесу необходимо дать дополнительные возможности.
В свою очередь Рахим Ошакбаев отметил, что бизнес выработал потребительское отношение к кредитам, хотя в Казахстане самый дешевый бензин, Интернет, самая дешевая в мире вода и земля – вся система кросс-субсидирования.
Бизнес-сообщество отметило, что БВУ не заинтересованы в финансировании бизнеса, зачастую залоговое имущество, особенно на селе, не имеет ценности для банков. В качестве альтернативы предприниматели предложили рассмотреть вариант участия банков в развитии бизнеса в качестве венчурных фондов, когда на первоначальном этапе банк поддерживает бизнес, в том числе стартап-проекты.
С целью оценить эффективность и востребованность инструментов господдержки НПП "Атамекен" запущен интернет-ресурс pikir.atameken.kz, где каждый предприниматель может оставить свой отзыв относительно мер действующих программ. На основе ответов предпринимателей Нацпалата сформирует для госорганов предложения по совершенствованию мер государственной поддержки.