В России провели исследование, посвященное восприятию классических детских сказок современными читателями. Результаты опроса оказались неожиданными: значительная часть респондентов считает популярные сказочные истории токсичными и даже вредными для детей, передает inbusiness.kz со ссылкой на Сноб.
Согласно опросу, 30% пользователей признались, что считают классические сказки токсичными. Из них:
- 77% уверены, что эти истории формируют у девочек ложное представление о правильном женском поведении;
- 68% полагают, что сказки закладывают в детях комплекс жертвы;
- 62% отметили, что сказочные сюжеты навязывают патриархальные ценности;
- 92% респондентов уверены: у героев классических сказок есть психологические проблемы.
Таким образом, большинство опрошенных не просто воспринимают сказки как наивные или устаревшие, а видят в них риски для формирования здорового восприятия мира у ребенка.
"Наибольшую критику вызвала "Золушка", которую 70% опрошенных назвали самой токсичной. На втором месте оказалась "Русалочка" (51%), а третью позицию занял российский фольклорный персонаж — "Морозко" (45%). Также в пятерку "проблемных" попали "Дюймовочка" и"Красавица и Чудовище", - отметили исследователи.
Все эти произведения, по мнению респондентов, содержат опасные стереотипы: покорность женщины, идеализацию страданий, зависимость от внешности и социального одобрения, романтизацию абьюзивных отношений и т.д.
Интересно, что даже среди тех, кто критически относится к содержанию сказок, многие не отказываются от их прочтения. Так:
- 57% считают, что спорные моменты можно обсудить с ребенком, что делает процесс чтения частью воспитательного диалога;
- 37% полагают, что неоднозначность таких историй способствует развитию критического мышления;
- 36% убеждены: на формирование личности, в первую очередь, влияет не литература, а семейные ценности.
Таким образом, сказка остается не столько источником истины, сколько поводом для разговора и анализа.
Редактор художественной литературы "Литрес" Анна Данилина отмечает, что сами по себе сказки не являются "плохими", но их восприятие меняется, в зависимости от времени и контекста.
"Дело не в том, что эти сказки плохие, а в изменившемся культурно-социальном контексте и положении женщин в обществе", — подчеркивает Данилина.
Она советует не исключать классические сказки из детского чтения, но помнить о влиянии, которое оказывают взрослые:
"Дети берут пример с взрослых", — напоминает эксперт.
Это значит, что главный воспитательный элемент — не сама история, а то, как ее подают и обсуждают. Внимательное, критическое и вдумчивое чтение может помочь ребенку сформировать собственное мнение и не принять сюжет за инструкцию к жизни.
Читайте по теме:
Как развить у ребенка самостоятельность