Каков придорожный сервис в Казахстане

5298

На сегодняшний день для успешного развития внутреннего и въездного туризма страны существует необходимость в создании благоприятных условий пребывания туриста.  

Каков придорожный сервис в Казахстане

Наличие благоустроенного и доступного объекта придорожного сервиса, в том числе туалета, является одним из важных факторов в получении определенных впечатлений во время пребывания туриста в местах отдыха.

В "Атамекене" состоялось совещание по вопросам развития придорожного сервиса под председательством депутата мажилиса Парламента РК, председателя комитета туристской отрасли президиума НПП "Атамекен" Павла Казанцева, с участием вице-министра культуры и спорта РК Ерлана Кожагапанова и заместителя председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК Дархана Саканова. Также в совещании приняли участие представители национальной компании "КазАвтоЖол" и объектов придорожного сервиса (ОПС). Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".

На обсуждение участников рынка были представлены проект правил придорожного сервиса на автомобильных дорогах и проект типового договора о совместной деятельности по обеспечению минимального уровня сервиса.

При обсуждении документов участниками рынка были подняты такие вопросы, как: отсутствие свободных земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса, повышение уровня дороги на 1-3 м на участках, где идет реконструкция, в связи с чем съезд к объекту становится небезопасным, а также отсутствие информации по имеющимся площадкам в свободном доступе.

"Отсутствует пошаговая инструкция по оформлению земельного участка для объектов придорожного сервиса, нет скоординированной работы местного исполнительного органа и нацкомпании "КазАвтоЖол", также необходимо объединить государственные базы данных по наличию земельных участков", – выступил представитель компании "СК Профит" А. Мухамеджанов.

По итогам совещания было принято решение о совместной разработке типовых бизнес-планов для строительства ОПС разных категорий и пошаговой инструкции по выдаче и оформлению земельных участков, а также по получению в аренду или доверительное управление готовых площадок для строительства ОПС.

В настоящее время департаментом туризма НПП "Атамекен" совместно с нацкомпанией "КазАвтоЖол" уже начата работа по систематизации процедуры выдачи земельных участков с соответствующим целевым назначением для строительства объектов придорожного сервиса.

Резюмируя итоги совещания, П. Казанцев призвал к улучшению взаимодействия участников придорожного сервиса на региональном уровне:

"Местным исполнительным органам необходимо сделать открытой информацию о свободных участках земли. Если их просто нет, то и смысла говорить о требованиях в расстояниях между объектами придорожного сервиса нет". 

Туалеты в объектах придорожного сервиса

На площадке НПП "Атамекен" проведена встреча с производителями санитарно-гигиенических узлов (СГУ) (ТОО Project Partners, ТОО "Пиллор-Эвак", ТОО EUROMODUL KZ, ТОО Kaztelematica, ТОО BA Oilfiled Services, ТОО TazaLike, ТОО "Опенспорт.KZ" и другие) для обсуждения технических требований и их обслуживания.

Техническими требованиями к СГУ определены основные условия к содержанию и эксплуатации, по инфраструктуре (вентиляция, отопление, водоснабжение, электроснабжение и канализация) и обслуживанию.

До 2022 года вдоль автомобильных дорог республиканского значения будут установлены порядка 300 новых санузлов и модернизированы действующие СГУ типа М/Ж (53 СГУ в 2019 г.). 

В ходе обсуждения правил и требований установки СГУ производители предложили взять во внимание климатические условия регионов и оставить право выбора использования вакуумной системы за поставщиками. Так как при наличии скважин нет необходимости в установке вакуумной системы. Также прозвучала позиция об отсутствии необходимости в снабжении санузла системой климат-контроль для южных регионов страны.

Вместе с тем производители обеспокоены валютными рисками проекта, поскольку основные комплектующие санузла импортируются (унитаз, вакуум).

Дополнительно к требованиям устройств СГУ компанией "ЭнКом-Ст" было предложено применение зеленых технологий с системой энергосбережения.

Финансирование строительства ОПС

В рамках соглашения между нацкомпанией "КазАвтоЖол" и управляющим холдингом "Байтерек" финансирование для строительства объектов придорожной инфраструктуры уже доступно в пяти банках (Сбербанк, ForteBank, банк "Центр Кредит", "Альфа-Банк" и ВТБ Банк). Основные условия кредита: стоимость проекта должна составлять не более 1 млрд тенге, срок кредитования не более 10 лет, со ставкой вознаграждения 8% годовых.

Для сведения заинтересованных в строительстве объектов придорожного сервиса желательно выбирать земельные участки рядом с действующими площадками отдыха, которые были организованы "КазАвтоЖолом" по всем правилам безопасного движения. Информация по площадкам отдыха доступна по ссылке.

Туалетизация" в рамках Государственной программы развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы.

В настоящее время начата работа по инвентаризации, т. е. формированию "Карты туалетизации" и разработке механизма государственно-частного партнерства для обеспечения и обслуживания туалетов в туробъектах.

Департаментом туризма НПП "Атамекен" на основе китайской системы оценки туристских дестинаций 5А разработан шаблон паспорта туалета, определили два вида туалета (отдельно стоящий и туалет внутри объекта), критерии оценки (общий вид, туалетная инфраструктура, обслуживание и управление), согласно которым туалеты разделяются на три типа состояния: оптимальное, удовлетворительное и критическое.

Данные меры позволят определить точечно состояние каждого туалета в туробъектах, а также выявить новые места, где необходимо поставить туалеты.

Департаментом туризма НПП РК "Атамекен" в пилотном режиме совместно с Управлением туризма акимата Жамбылской области проведена инвентаризация туалетов на 33 туробъектах:

  • в 15 туробъектах отсутствует туалет;
  • в трех объектах оптимальное состояние туалета; 
  • в 5 объектах удовлетворительное; 
  • в 10 туробъектах критическое состояние туалета.

Такая работа будет продолжена в других регионах. Более того, для системного решения вопроса разрабатывается механизм программного ГЧП.

Какие объекты придорожного сервиса действуют в стране?

В 2014 году был принят Национальный стандарт СТ РК 2476-2014, согласно которому объекты подразделяются на четыре категории:

  • Категория A: АЗС + мотель + СТО + охраняемая стоянка + санузлы + пункт розничной торговли + торгово-развлекательная зона.
  • Категория B: АЗС + мотель + СТО + охраняемая стоянка + санузлы + пункт розничной торговли.
  • Категория C: стоянка + пункт питания + санузлы + пункт розничной торговли.
  • Категория D: АЗС + санузлы + пункт розничной торговли.

К слову, на сегодняшний день в нацстандарт планируется внести дополнительную категорию E для кемпингов.

Сегодня на дорогах республиканского значения функционирует 1819 ОПС, из них по итогам 2018 года соответствуют требованиям стандарта 47% (850 ед.).

В настоящее время "КазАвтоЖол" проводит работу по приведению в соответствие требованиям нацстандарта действующих ОПС (установлены 12 павильонов модульного типа KazWay в 2018 году, дополнительно будут установлены 53 павильона в 2019 году).

Напомним, ранее заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Олжас Ордабаев решил на себе испытать все прелести сервиса для туристов по маршруту Атырау – Актау.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться