В Казахстане активно началась подготовка к безопасной навигации 2025 года. Вопрос обеспечения безопасности водного транспорта остается приоритетным и требует скоординированных усилий со стороны судовладельцев, экипажей судов, владельцев береговой инфраструктуры и государственных органов, передает inbusiness.kz со ссылкой на комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля РК.
Как подчеркивают специалисты, безопасность судоходства обеспечивается комплексом обязательных условий. В первую очередь, это — исправное техническое состояние судов, наличие квалифицированного командного состава и судоводителей, а также надлежащее содержание судоходных водных путей, шлюзов, причалов и средств навигационного оборудования. Немаловажным элементом остается эффективное государственное регулирование и надзор.
Государственный контроль и надзор на внутреннем водном транспорте, включая эксплуатацию маломерных судов, осуществляют территориальные органы комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля. Они действуют в каждом регионе страны, включая города Астана, Алматы и Шымкент.
Как сообщили в комитете, для повышения эффективности этой работы ежегодно разрабатывается план мероприятий по предупреждению аварийности на флоте. Он формируется с учетом анализа предыдущих навигационных периодов и охватывает все направления, включая профилактику нарушений.
"До начала текущей навигации территориальными инспекциями по всей стране были организованы обучающие семинары с участием судовладельцев, судоводителей, представителей учебных центров, владельцев баз-стоянок и прокатных пунктов маломерных судов. Основной акцент был сделан на безопасность плавания, анализ транспортных происшествий и практическое применение требований законодательства", - рассказали в комитете.
В Казахстане к судоходным водным путям, открытым для плавания на территории Казахстана, относятся:
река Иртыш, включая Черный Иртыш, озеро Зайсан, Бухтарминское, Усть-Каменогорское и Шульбинское водохранилища;
- река Жайык (Урал) с Жайык-Каспийским каналом и участком реки Кигаш;
- озеро Балкаш;
- Капшагайское водохранилище;
- участок реки Есиль в пределах города Астаны.
Общая протяженность судоходных водных путей составляет 2,1 тыс. км. Их содержанием, включая навигационное оборудование, занимается РГКП "Қазақстан су жолдары".
"Традиционно навигация на этих водоемах открывается в апреле-мае, в зависимости от климатических условий региона. Для маломерных судов плавание допускается только после полного очищения водоемов ото льда", - уточнили в комитете.
Перед началом навигации территориальными органами проводятся проверки состояния судоходных путей и оборудования. Особое внимание уделяется техническому состоянию судов и квалификации их экипажей. В обязательном порядке проверяется наличие и правильность ведения судовых документов, работоспособность механизмов и оборудования, дипломы командного состава и удостоверения судоводителей маломерных судов.
"В навигацию 2024 года инспекциями комитета было осмотрено 6,3 тыс. км судоходных путей, проведено 447 осмотров речных судов и 2788 осмотров маломерных судов. В результате, было выявлено 912 административных правонарушений", - отметили в комитете.
Аналогичная работа будет проведена и в навигацию 2025 года. В этом контексте особую значимость приобретает соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих эксплуатацию водного транспорта. Среди них: правила плавания по внутренним водным путям, правила пользования маломерными судами и базами для их стоянок и устав службы на судах.
Читайте по теме:
Штрафы за водный транспорт принесли в казну более 10 млн тенге