В столице Казахстана состоялась двусторонняя встреча министров транспорта Казахстана и Китая - Марата Карабаева и Лю Вэя. Переговоры прошли в рамках первого транспортного форума Казахстан - Китай, который проводится в Астане и нацелен на углубление стратегического партнерства в сфере логистики, инфраструктуры и транспорта, передает inbusiness.kz со ссылкой на министерство транспорта РК.
По данным министерства транспорта РК, по итогам первого квартала 2025 года, объем экспортно-импортных автоперевозок с КНР вырос на 82%, достигнув отметки 822 тыс. тонн грузов. Также наблюдается устойчивый рост по железнодорожному направлению — за первые четыре месяца 2025 года объем перевозок составил 11,4 млн тонн, что на 13% больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На встрече министры обсудили широкий круг актуальных вопросов, ключевыми среди которых стали:
- создание мультимодального транзитного коридора "Россия – Казахстан – Китай" с использованием трансграничной реки Иртыш;
- проработка маршрута по реке Или от города Кунаев (РК) до города Инин (КНР);
- строительство нового моста на автомобильном пункте пропуска "Майкапшагай – Зимунай", который будет предназначен для движения большегрузного транспорта;
- открытие третьего воздушного коридора, что расширит возможности для авиационного сообщения между странами;
- обсуждение создания двух новых автомобильных пунктов пропуска, которые свяжут Восточно-Казахстанскую и Алматинскую области с приграничными регионами Китая.
В рамках расширения возможностей транспортно-логистической инфраструктуры стороны затронули совместный проект по строительству контейнерного хаба в порту Актау, который реализуется при участии китайской компании.
"Это позволит увеличить пропускную способность порта с 140 тыс. ДФЭ до 240 тыс. ДФЭ", — отметили представители министерства.
Проект планируется завершить до конца текущего года, что существенно усилит роль порта Актау как ключевого звена в транспортном коридоре между Азией и Европой.
Также для дальнейшего развития казахстанских морских портов и повышения безопасности мореплавания в 2025 году в порту Актау начнутся дноуглубительные работы в акватории.
Особое внимание уделено железнодорожной логистике. Еще до конца 2025 года планируется завершить строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты, а также построить обводную дорогу станции Алматы.
"Эти меры позволят увеличить пропускную способность маршрутов, и сократить сроки доставки грузов между странами Азии и Европы", - отметили в минтранспорта РК.
Стороны также договорились о запуске пассажирского поезда по маршруту Алматы — Сиань, что станет важным шагом в развитии туристических и деловых связей между двумя странами.
Кроме того, количество авиарейсов между Казахстаном и Китаем планируется увеличить до 65 в неделю, что создаст новые возможности для передвижения граждан и предпринимателей.
Читайте по теме:
Китай поможет развивать ИИ в казахстанских колледжах