Казахстан изучает новые маршруты экспорта нефти в связи с ожидаемым ростом добычи углеводородов в среднесрочной перспективе, сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан" министр энергетики Канат Бозумбаев.
По его словам, новые маршруты Казахстану могут понадобиться не раньше 2023-2024 годов.
Одним из рассматриваемых вариантов является система трубопроводов и ж.-д. транспортировки через территорию Азербайджана.
"Мы пока только прогнозные балансы должны посчитать – сколько будем добывать, куда будем экспортировать, какие возможности есть у азербайджанской стороны. Какие будущие тарифы могут быть, конкурентны ли они (азербайджанский маршрут. – ИФ-К) с такими направлениями другими, как в Китай (нефтепровод Казахстан – Китай), в Россию, в Усть-Лугу (морской порт) и КТК (Каспийский трубопроводный консорциум)", – пояснил глава Минэнерго.
Он добавил, что Азербайджан может предложить несколько вариантов для транзита углеводородов.
"Там много возможностей, Баку – Супса (трубопровод до порта Батуми), Баку – Тбилиси – Джейхан (трубопровод до турецкого порта Джейхан), потом можно по железной дороге (транспортировать. – ИФ-К) в наш перевальный порт Батуми (в составе АО "КазТрансОйл"). Возможностей много, вопрос в конкурентоспособности тарифов (на перекачку нефти. – ИФ-К)", – заключил Канат Бозумбаев.
В декабре Баку и Астана договорились о создании двух рабочих групп по вопросам транспортировки казахстанских нефти и газа. Ранее К. Бозумбаев отмечал, что рабочая группа изучит конкурентоспособность транспортировки казахстанской нефти через Азербайджан на мировые рынки.
"Мы договорились о создании рабочей группы по транзиту казахстанской нефти по территории Азербайджана. Эта рабочая группа должна будет проработать нефтепроводные и перевалочные возможности Азербайджана для приема казахстанской нефти и конкурентоспособность данного маршрута", – сказал он во время визита в Баку 7 декабря.
Нефть из Азербайджана вывозится четырьмя маршрутами – по нефтепроводам Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД, основной экспортный маршрут), Баку – Супса (западное направление) и Баку – Новороссийск (северное направление), а также по железной дороге (нефть американской ExxonMobil, которая владеет 8% в проекте "Азери – Чираг – Гюнешли", но не входит в число акционеров БТД). По БТД транспортируется нефть компаний, которые являются акционерами трубопровода и участниками проекта разработки АЧГ, а также транзитная нефть производителей из Туркмении и Казахстана. Вместе с тем в настоящее время прокачка казахстанской нефти по трубопроводу не осуществляется, нефть транспортируется по железной дороге: объемы по контракту составляют до шести миллионов тонн в год, однако перевозится только порядка четырех миллионов тонн.