Казахстан не сможет отгрузить на экспорт порядка 4 млн тонн зерна. Об этом на форуме Asia Grain&Oil 2022 предупредил Канат Кобесов, председатель совета правления национальной ассоциации экспортеров KazGrain, передает inbusiness.kz со ссылкой на eldala.kz.
"Сейчас парк зерновозов в Казахстане насчитывает примерно 9 800, - сказал Канат Кобесов. – В том числе, уже работают два частных перевозчика, и еще три компании готовы выйти на этот рынок. Однако, в текущих условиях у нас имеется дефицит зерновозов в размере 1 200 единиц. Это уже ведет к сокращению объемов экспорта на 1,1 млн тонн в год. Кроме того, крайне низка скорость перемещения грузов. Если норматив движения вагона составляет 330 км в сутки по Казахстану и 200 км – на экспорт, то сегодня реальная скорость движения – 200 км в сутки по Казахстану и 150 км при экспорте в страны Средней Азии. В результате, при сложившейся ситуации, из-за проблем с логистикой мы не сможем вывезти 3,8 млн тонн зерна за год".
Возможным выходом из нынешнего коллапса железнодорожных перевозок Канат Кобесов назвал развитие контейнерных перевозок. Однако, для этого необходим сделать этот вид отгрузок привлекательным по цене. Сейчас это не так: при использовании зерновоза экспортер платит за вывоз 1 тонны зерна в среднем $35, а при использовании контейнера $65.
"Если мы хотим контейнеризацию развивать, снимите тарифные барьеры, - сказал глава KazGrain. – При нынешней разнице тарифов на зерновозы и контейнеры говорить о какой-то контейнеризации не приходится. В Казахстане сегодня в контейнерах перевозится только 3% грузов, тогда как в Китае – практически все. И дело именно в тарифе, а не в нежелании экспортеров. Все согласятся со мной – даже если нам скажут "везите зерно в ведрах", и это будет экономически выгодно, мы и в ведрах повезем".