Казахстан делает очередной технологичный шаг в развитии приграничной инфраструктуры: в эксплуатацию введены два высокотехнологичных автомобильных пункта пропуска — "Казыгурт" на границе с Узбекистаном и "Темир-баба" на границе с Туркменистаном. Открытие состоялось в рамках государственной программы модернизации пунктов пропуска, реализуемой по поручению президента РК Касым-Жомарта Токаева. Программа охватывает девять объектов, и именно она стала драйвером крупных инфраструктурных обновлений последних лет, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу правительства РК.
В церемонии запуска пункта пропуска "Казыгурт" приняли участие министр финансов РК Мади Такиев и аким Туркестанской области Нуралхан Кушеров. Этот объект стал одним из ключевых примеров того, как изменения в приграничной инфраструктуре позволяют ускорить движение людей и грузов, а также повышают безопасность и эффективность контроля.
"Запуск новых пунктов пропуска – это результат большой совместной работы государственных органов, специалистов, инженеров, строителей и пограничных служб. Мы создаем современную, технологичную и удобную инфраструктуру, которая работает на развитие экономики и позиционирует Казахстан как открытый, надежный и конкурентоспособный транзитный хаб. Кроме того, модернизация пунктов пропуска – это системный шаг по реализации поручения главы государства, направленный на повышение транзитного потенциала Казахстана. Мы создаем современную инфраструктуру, которая укрепляет торговлю, облегчает работу бизнеса и делает Казахстан ключевым логистическим узлом региона", - отметил Мади Такиев.
По данным пресс-службы кабмина, работы по модернизации, в целом, охватывают пункты, расположенные на границах с Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном. Уже завершены обновления на "Капланбек", "Атамекен", "Кольжат" и "Алаколь". До конца года будут модернизированы "Тажен", "Майкапчагай" и "Бахты". Все это стало возможным благодаря тому, что реконструкция проводилась без закрытия движения — была организована грамотная временная схема, позволившая сохранить пропускную способность и избежать очередей.
"Главный результат модернизации — ускорение прохождения границы до 30 минут и увеличение пропускной способности до 1 тыс. автомобилей в сутки. Транспортный поток вырос в 2,5 раза: если в 2022 году границу пересекло 640 тыс. автомобилей, то сейчас показатель достиг 1,5 млн. Такие данные демонстрируют растущий спрос на транзит через Казахстан и эффективность проведённых модернизаций", - сообщили в правительстве Казахстана.
Отмечается, что обновленный пункт "Казыгурт" представляет собой высокотехнологичный комплекс, соответствующий международным стандартам. Здесь внедрены автоматическая система регистрации транспорта, современные сканирующие установки, весогабаритные комплексы, тепловизоры, средства радиационного контроля и рентген-телевизионные системы. Движение разделено на потоки для пешеходов, легкового и грузового транспорта. Для грузовиков созданы автоматизированные сквозные коридоры, позволяющие проходить контроль без остановки — это ключевой элемент ускорения логистических процессов.
Вместе с обновлением инфраструктуры министерство финансов продвигает масштабный процесс цифровизации таможни. Поэтапно внедряется информационная система "Keden" — переход к полностью интегрированной цифровой таможенной среде. Уже автоматизирована работа с экспресс-грузами, виртуальными складами и системами учёта. Сейчас запускается модуль декларирования товаров и услуг на базе искусственного интеллекта. В 2026 году планируется завершение полного цикла электронного декларирования и внедрение новых модулей для контроля, экспертизы и оценки эффективности. Это должно существенно упростить работу бизнеса.
Продолжаются и другие крупные проекты. В апреле началась масштабная реконструкция пункта пропуска "Жибек жолы" на границе с Узбекистаном. Там появятся два современных пассажирских терминала общей площадью 10 тыс. м² и единый навес для автотранспорта. После завершения реконструкции в июле 2026 года пропускная способность вырастет до 70 тыс. человек и 2 тыс. легковых автомобилей в сутки.
Одним из наиболее инновационных направлений стало совместное с Китаем освоение проекта "Бахты – Покиту". Китай инвестирует около 50 млн долларов в создание полностью автоматизированных логистических центров по обе стороны границы. Планируется использование беспилотных электрических шаттлов, внедрение интеллектуальной логистики, AGV-терминалов, зарядных станций и полноценная интеграция цифровых систем двух стран. Этот проект способен стать одним из самых технологичных транспортных коридоров региона.
Читайте по теме:
Бектенов анонсировал запуск новых пунктов пропуска в декабре