В целях защиты внутреннего рынка правительство планирует ввести меры контроля на границе, крайний вариант – повышение цен на ГСМ до уровня российских.
"КазМунайГаз" и министерство проводили работу по аналитике о том, что на приграничных рынках с Российской Федерацией резко возросло потребление дизельного топлива и бензина. Сегодня, если сравнивать потребление Туркестанского области и Шымкента, в которых вместе проживают три миллиона человек, и Западно-Казахстанской или Костанайской областей, в которых проживают 700-800 тысяч человек, то потребление в двух последних в несколько раз больше, чем на юге, по дизельному топливу и по бензину. Это означает, что дизельное топливо и бензин утекают на сопредельные рынки, в Российскую Федерацию. Вывозятся большегрузными машинами, фурами, устанавливают себе дополнительные баки, есть факты вывоза бензовозами", – сказал министр энергетики Канат Бозумбаев на совещании по вопросам ценоообразования цен на ГСМ на внутреннем рынке в Астане, пишет Интерфакс-Казахстан в четверг, 15 ноября.
Минэнерго обсуждает с правительством страны меры по контролю границы для предотвращения перетока ГСМ в РФ. При этом ведомство отмечает, что сохранение текущих цен на ГСМ нецелесообразно, так как сохранится большая разница между казахстанскими и российскими ценами на топливо, что стимулирует вывоз бензина за границу.
"Понятно, что граница у нас большая, нет таможни сейчас. Я об этих фактах сообщил премьер-министру. Либо мы должны поддерживать тот паритет цен, который в Казахстане сложился. Но тогда, если в РФ ещё вырастут цены, тогда у нас может возникнуть дефицит, будет вывозиться практически всё. Поэтому мы должны контролировать свою границу. Поэтому я доложил премьер-министру, он дал поручение вице-премьеру Ерболату Досаеву. Мы с вами, коллеги, сформулируем свои предложения и в пятницу будем докладывать в правительстве о вариантах и предложениях по защите нашего рынка. У нас другого пути нет", – пояснил глава Минэнерго.
Также для прекращения перетоков ГСМ можно поднять цены до уровня РФ. В таком случае правительству придётся субсидировать цены на бензин и ДТ для потребителей, отметил он.
"Второй путь – это нарастить цены до уровня российских. Но это, наверное, из области фантастики – сделать такие цены, как 250 за дизель (тенге за литр) и 240 за бензин. Но это тоже путь, который мы сейчас не отбрасываем. В этом случае правительству нужно будет какие-то меры принимать, субсидирование потребителей. Скорее всего, будем двигаться по первому пути, когда будем укреплять свои границы", – заключил К. Бозумбаев.